Быть со своим ребёнком
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Быть со своим ребёнком

Быть со своим ребёнком

Скоро в школу. Волнующиеся мамы и реже папы застрочили в групповых чатах классов. Форма, расписание, учебники, канцелярские принадлежности, букеты для учителей, шарики для детей. Когда с внешними атрибутами школьной жизни вопросы, так или иначе, будут улажены, родители, оставшись наедине со своими детьми, начнут задавать совсем другие вопросы – такие, о которых не так-то просто говорить, например, в тех же чатах. В первые месяцы осени в терапии особенно часто клиенты-родители делятся: «Я не знаю, как мне быть с ребенком?» И не смотря на разную степень подготовленности в вопросах воспитания, многие из них действительно не знают как Быть, бытийствовать со своими детьми.

 

Спросите себя, сколько книг по педагогике, психологии воспитания и детской психологии вы прочли. Целый месяц или два вы чётко следили за собой, чтобы использовать в отношениях с вашим ребёнком «я-высказывания». Заодно (что уж там тренироваться, так тренироваться) их же, округляя глаза, от удивления или просто подозрительно глядя на вас, слышали ваш муж, мама, сестра, брат, подруга и все с кем вам приходилось в это время общаться. Вместе с этим вы практиковались в активном слушании. Вам казалось, что вот он этот ключик: теперь вы знаете, как общаться с людьми. Но незаметно для себя самого, новые знания как-то сошли на нет. И всё стало по-прежнему. Или: вы теперь точно знаете все детские возрастные кризисы и в тот момент, когда ваш трёхлетка выкрикивает вам "Я сам!" вы в ответ: "Давай я сама, нам некогда". И где-то в глубине души вы знаете, что, скорее всего вам будет некогда большую часть времени, проведённого с ребёнком. А кризис трёх лет, как и любой другой, не вернёшь. Значит, что-то важное вашим ребёнком останется не прожито. И речь здесь конечно не о том, что все полученные из книг знания бесполезны. Как раз наоборот, это кладезь знаний многих и многих специалистов и просто опытных людей. Но все эти знания не будут работать, если вы не будете меняться глубинно и не научитесь понимать себя, свою роль в отношениях с другими.

 

Не пытайтесь втиснуть индивидуальность вашего ребёнка, ни в какую новомодную или даже проверенную временем теорию. Не уповайте на книги по педагогике, психологии воспитания, пытаясь найти в них нужный рецепт. Всё это не работает, если вы остаётесь прежним. Изменения в ваших отношениях с ребёнком, да и во всех отношениях вообще возможны только тогда, когда вы начнёте осознавать свою собственную роль в них. Когда вы не будете бояться десятки раз в день делать выбор: слепо следовать тому, что написано в книгах или чувствовать, что хорошо сейчас для вашего ребенка и вас, закричать или выбрать уважительное обращение и т.д. Все это возможно, когда вы понимаете, что происходит в вашем внутреннем мире. Если чувствуете, что для воспитания вам чего-то не хватает, начинайте с себя. Один из вариантов — психотерапия личная или групповая. Да, это не совсем то чего вы ожидали, пытаясь разобраться в том "что мне делать с этим ребёнком". Но это, по крайней мере, честно – начать с себя.

Ну а пока, как же пережить период адаптации к школе после столь длительного летнего перерыва?

· Поддерживайте своих детей. Будьте на их стороне.

· Любите их. И пусть они знают, что вы любите их при любых обстоятельствах.

· Старайтесь понимать, что чувствует ваш ребёнок в той или иной ситуации, когда взаимодействует с вами.

· Режим дня важен для ребёнка любого возраста. Не пытайтесь сразу и одновременно сделать из ребёнка спортсмена, музыканта, танцора, полиглота, художника, актера, робототехника: соразмеряйте дополнительные нагрузки.

· Между ребёнком и оценкой выбирайте ребёнка. Для одной девочки выбор родителей в пользу оценок стал серьезнейшей травмой. Именно тогда в детстве она чувствовала сильную душевную боль, когда родители ругали её за низкие оценки. В такие моменты ей было невыносимо думать о том, что она любит их, просто любит, любит любыми, а они её только тогда, когда она получает хорошие отметки. И тогда будучи маленькой девочкой от невозможности выдерживать эту боль она решила, что ей лучше будет ничего не чувствовать. Жизнь без чувств — это черно-белая жизнь. Чувствовать — это значит быть живым: смеяться, плакать, испытывать всю палитру и все возможные оттенки чувств. Это принимать важные решения с опорой на свои чувства (вы же помните, что "зорко одно лишь сердце"). С тех пор прошли годы и сейчас в терапии мы пытаемся собрать то, что было утрачено, постепенно раскрашиваем эту жизнь и учимся плакать.

Дорожите вашими детьми и помните, что мы не знаем, как может откликнуться в дальнейшем любое наше слово, действие, взгляд.

© Диляра Чуйкина

Источник

Оставить комментарий