Четыре навыка обращения с проекцией (часть 1)
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Четыре навыка обращения с проекцией (часть 1)

Четыре навыка обращения с проекцией (часть 1)

 статья №1

Все наше сосуществование с другими людьми буквально пронизано процессом постоянного взаимного проецирования.  Проекция так плотно и неизбежно вплетена в ткань наших отношений, она так основательно определяет многое из того, что в них происходит, что стоит задуматься о том, чтобы узнать ее получше и поставить себе на службу.  Стоит научиться с ней обращаться. Например, вот в такой вот тренинговой парадигме.

 4 навыка обращения с проекцией.

Для начала в назывном порядке:

 — опираться на свою проекцию, доверять ей;

— усомневаться в своей проекции, подвергать критике, проверять, присваивать;

— опираться на чужую проекцию, принимать ее к сведению, исследовать;

— усомневаться в чужой проекции, подвергать ее критике, отстранять .

В этой статье с рассуждениями и примерами о первых двух навыках.

Навык 1.  

Опираться на свою проекцию, доверять ей.

 В течение жизни мы сталкиваемся с разными ситуациями, проживаем их, приобретаем опыт, извлекаем уроки. Этот опыт и наши выводы потом пригождаются нам для ориентировки в мире. Было бы странно его игнорировать и каждый раз заново усваивать, например, что горячую кастрюлю не стоит хватать голыми руками.  Мы обнаруживаем сходства между ситуациями, имеющимися в нашем прошлом опыте, и теми, которые мы проживаем в текущий момент. И, исходя из этого сходства, выбираем подходящий способ поведения быстрее и проще. Именно в этом навыке заложен потенциал того, чтобы избежать постоянных ударов одних и тех же грабель по лбу. Избежать постоянного приспособления к частоповторяющимся повседневным ситуациям. Без проекции было бы сложно жить на большой скорости, развиваться и осваивать новое.

Правда, когда дело касается горячей кастрюли, то это тяжелая артиллерия (вопрос жизни и смерти нашего тела). Тут все понятно, спорить не о чем. А когда то же самое дело касается гораздо более тонкой и спорной ткани человеческих отношений – все сразу становится запутанным и не однозначным.  Тем не менее, можно сказать совершенно точно, что если вы наложили   формочку своего опыта на какое-то впечатление от другого человека и вам кажется,  что она пришлась почти впору, это, несомненно, стоит учесть в построении своего взаимодействия с этим человеком. Хочу заметить, что сам этот человек может не соглашаться с вашим выводом, случись ему об этом узнать («Ваша роль ругательная и я прошу ее ко мне не применять»), утверждать что-то совершенно иное про самого себя и свои реакции. Это еще не повод проекцию свою совсем отменить и выбросить.  Также, как это не повод вступить с интерпретируемым в кровавый спор, стремясь во что бы то ни стало вывести его на чистую воду, доказать, что он сейчас мыслит, чувствует, подразумевает именно то, что вы о нем думаете, а не то, что он сам считает. Опираться на свою проекцию отнюдь не значит любой ценой встроить ее в восприятие других людей. Поставьте на ручник и понаблюдайте, поспрашивайте свидетелей )).

Бывает, однако, что мы почему-то ну никак не можем оставить другого человека в покое в своих попытках открыть ему глаза на самого себя («Ну неужели тебе так сложно сказать мне правду, признаться, что тебе не интересно то, что я тебе говорю»). И вообще – часто, охотно или эмоционально заряжено распознаем в окружающих людях какую-то особенность или потребность («Мной вообще никто не интересуется») . Тогда…

Навык  2

Усомневаться в своей проекции, подвергать критике, проверять, присваивать

Тогда особенно целесообразно применить навык номер два, то есть для начала усомниться в своих выводах. А после – проверить свою проекцию или (и) присвоить ее.

Провернуть проверку проекции, если уж (ура, ура!) возникло сомнение в ней, совсем не сложно.

«Мне кажется, тебе больше не интересна эта тема – это так? Мы можем поговорить о чем-то другом. Что тебя сейчас занимает?»  Или  «Мне просто очень важно закончить свой рассказ. Пожалуйста, дай мне еще 5 мин.»

Если  после того, как я усомнился, речь идет о присвоении проекции, то это задачка посложнее. Разворачивается история примерно вот так.

Проекция: «Я никому не интересен, мной никто не интересуется».

Присвоение: «А как я обращаюсь со своим интересом  к миру вообще, к другим людям? Когда я этот интерес чувствовал последний раз? Как я с ним обошелся? А когда руководствовался им, предпринимая какие-то действия?

Проекция: «Мне все завидуют».

Присвоение: А что я знаю о своей зависти, кому завидую?  В чем мой интерес  обнаруживать зависть в других людях? Продолжите фразу «я завидую другим людям, особенно… Когда я завидую, я … Или я хочу чтобы мне завидовали —  когда мне завидуют, я…

Проекция:  «Мной все хотят воспользоваться. Меня постоянно используют окружающие люди».

Присвоение: Расскажите о том, как вы используете других. А что, кстати, по-вашему, это значит – использовать человека? Как еще вы могли бы отнестись к другим людям, если не используя, в чем бы это выразилось? Что вас от этого останавливает?

Психика не может распознавать в других людях и событиях то, что не содержится в ней самой. Чем охотнее, чаще  и эмоциональнее мы распознаем то или иное явление в других, тем больше соответствующих тенденций содержится в нашем уме. Мы просто получаем безошибочное указание на свою собственную ‘специализацию’.   

Кстати, хотя я до сих приводила только примеры негативного толка, в равной степени  проецироваться на других может и что-то позитивное.

Например, мужчина много работает, а женщина сидит дома с детьми. Вот он ей и говорит из раза в раз: «Вы там радуетесь жизни, наслаждаетесь, а  моя жизнь — сплошное напряжение.» Или во всех смыслах славная девушка думает: «Надо же, сколько вокруг интересных людей, а я какая-то обычная.»

Какие идеи возникают о том, что каждому из них имеет смысл попытаться присвоить?)

 

В следующей статье — об оставшихся двух навыках

Источник

Оставить комментарий