Четыре универсальных целительных снадобья. Часть 2
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Четыре универсальных целительных снадобья. Часть 2

Четыре универсальных целительных снадобья. Часть 2

Господь уважает меня, когда я работаю, но любит меня, когда я пою.
Рабиндранат ТагорН.Роджерс, которая напомнила нам о четырех целительных снадобьях, рассматривает экспрессивную вокализацию как способ выражения человеком элементов его внутреннего мира и активизации процессов самоисследования. Наше общество, пишет Роджерс, предлагает очень мало отдушин для свободной вокализации, детей в школе приучают вести себя тихо, любовники заглушают свои страстные звуки, чтобы никто не узнал, что они наслаждаются друг другом.«Замолчи», — эти приказы дети начинают слышать с самого раннего детства. «Замолчи, ты разбудишь бабушку», «Замолчи, дай мне почитать», «Замолчи, ты мешаешь сестре делать уроки», — голосовое выражение становится источником вины, стыда и чувства неадекватности. Если родители ребенка были слишком суровы и часто заставляли ребенка замолчать, его естественные порывы были ущемлены и заблокированы. В результате этого сжимающегося кольца запретов голос человека становится маленьким и тусклым, и вместе с этим съежившимся голосом уменьшается спектр эмоций, которые человек разрешает себе испытывать, чтобы не нарушить покой своего окружения. Встречаясь с каждым новым клиентом, я обращаю внимание не только на то, что он говорит, но и на то, как он это делает. Голос – важнейший источник информации о психологических зажимах, эмоциональности, спонтанности и психологическом благополучии.  В процессе социальной адаптации происходит уменьшение звучности голоса и деградация тембральных характеристик голоса ребенка вследствие налагаемых на него ограничений выражения эмоций со стороны родителей, воспитателей учителей и т.д. Голос – это визитная карточка. Слушатель может распознать в голосе множество  психологических свойств и состояний говорящего. Человек произносит слова. Мы воспринимаем их смысл. Но как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса. Однажды, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори  же  ты,  наконец,  чтобы  я  мог  познать  тебя!».В «Книге занимательных историй», написанной Абуль-Фараджем в XIII в., даются советы, как по голосу судить о различных чертах характера человека:

«…тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, — несомненно, чем-то глубоко опечален…, тот, кто говорит слабым голосом, — робок, как ягненок, тот, кто говорит пронзительно и несвязно — глуп, как коза» и т. д.

Если мы не используем возможности голоса, за ненадобностью он «ржавеет» и «усыхает». Известно, что если страдает один орган тела, то это неизбежно влечет за собой «перекос» во всем организме. Так человек приспосабливается, привыкает ходить «скособоченным» и уже  не замечает этого. «Запирая» голос внутри себя мы лишаемся возможности свободного эмоционального самовыражения и не даем осуществиться себе, как полноценной личности. Вместе с голосом мы запираем и естественное дыхание: происходит «сбой» дыхательного алгоритма, что негативно сказывается на всех органах и системах нашего организма. Одновременно с голосом мы утрачиваем возможности для общения, контактов с другими людьми, исключаем себя из бесконечно разнообразного и богатого мира звуков. Человеку необходимо владеть собственным голосом, «иметь право голоса» с точки зрения психологического благополучия.

 

Нас никто не учил стонать, но именно этот звук вырывается из нашего тела, когда нам очень больно или очень хорошо. Стон страдания и стон оргазма имеет разную эмоциональную окраску, но природа его идентична и этот инструмент эмоциональной разрядки становится очень эффективным тогда, когда наше сознание частично отключается. После частичного отключения сознания стон переходит в звук, соответствующий выходящим из человека психологическим блокам. Иногда я прошу своих клиентов постонать, что является механизмом разблокировки. Наиболее частыми проявлениями такой разблокировки являются рыдания, хохот, рычание, кашель.

 

Пусть зазвучит голос и льется песня. Когда мы были детьми, пение было естественным и спонтанным делом, оно сопровождало каждый день ребенка. Песня могла появиться в любой момент и в любом месте, мы еще ничего не знали о музыкальном слухе и голосе, мы пели, потому что мы просто этого хотели. Известно, что многие люди поют в душе, но позволяют песне выйти, только находясь в душевой. Так происходит не только потому, что никто не услышит несовершенного пения, но и потому, что душевая – это пространство, где снимается маска, человек обнажается, становясь дитем природы.В пении, так же как и в танце, есть возможность утратить себя. Можно настолько глубоко погрузиться в пение, что как певец вы перестанете существовать, останется только песня. Не важно, какую петь песню, ее содержание не имеет значения, значение имеет то качество, которое вы сами привносите в песню, в пении – ваша тональность, интенсивность, страсть.Пение – это способ вернуться к самому себе, выразить посредством звука свое истинное Я, глубже познать самого себя, развить спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление, изучить и переосмыслить свой жизненный опыт, научиться общаться на субвербальном уровне (используя звуковые средства).Во время пения вибрируют не только голосовые связки, звуковые колебания распространяются на все органы и структуры тела человека. Прежде чем выйти на поверхность, голос усиливается естественными резонаторами — гортанью, грудной, ротовой и носовой полостями. Звук волнами проходит через брюшную полость, заполняет черепную коробку, колебания распространяются на кости, кровь, лимфу и мягкие ткани, заставляют вибрировать каждую клеточку тела.

 Все структуры человеческого организма, обладающие своими частотами, силой и диапазоном вибраций, откликаются на вибрацию голоса. Восточная традиция предлагает использовать не мелодии, а одну ноту, один чистый звук для получения положительного эффекта. Когда человек поет, не напрягая голоса, практически на одной ноте, с физиологической точки зрения происходит тот же процесс, что и при йоговских дыхательных упражнениях: продолжительный выдох превышает по длительности вдох.Хазрат Инайят Хан в книге «Мистицизм звука» пишет:

Человек, который нашел ключевую ноту своего собственного голоса, обрел ключ к своей собственной жизни. Этот человек с помощью ключевой ноты своего голоса может тогда управлять своим бытием и помогать другим… Та высота тона, которая является естественной высотой голоса, будет источником собственного исцеления для человека, так же как и для других, когда он поет ноту такой высоты.

Лечение пением описывал ещё Аристотель. На протяжении многих веков оздоровительным средством служило и до сего дня служит церковное пение.  В языческих культурах существовал обычай, когда больного помещали внутрь хоровода, и пели, исцеляя тем самым недуг. Известна практика, когда пением излечивается заикание. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом хоровое пение помогает детям, не выговаривающим некоторые звуки.  Упражнение «Горловое пение» предназначено для освобождения от негативных эмоций, обретения раскованности.  Это упражнение сравнимо с известным «тувинским горловым пением».

Лягте на пол, на спину. Ноги согните в коленях и твёрдо обопритесь стопами о поверхность пола. Расслабьте нижнюю челюсть. Некоторое время дышите ровно и спокойно, стараясь прислушаться к своему ровному и тихому дыханию. Затем начинайте выдыхать с шумом. Пусть шумом будет наполнен каждый выдох. Как только это станет привычным, заменяйте шум на любой звук. Тот любой звук, который будет актуален в этот момент именно для вас. Теперь должен «звучать» каждый ваш выдох. Обращайте внимание на ваши телесные ощущения всё время, пока выполняете упражнение. Начинайте «выдыхать» все известные вам гласные: ОООООООООООО,  ААААААААААААА, ИИИИИИИИИИИИИ, УУУУУУУУУУУУУ, ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ, ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ. Уделите «распевке» на каждую гласную по 2 минуты. Варьируйте их в любом порядке. Отдыхайте на добродушном мычании или тех «нечистых» звуках, которые вам приятно выдыхать для отдыха. Начинайте экспериментировать с громкостью распеваемых звуков: от едва слышного до максимально громкого, на который вы только способны. Поэкспериментируйте с высотой изображаемого вами звука – от меццо-сопрано до баса. Поиграйте в эту «оперу», изображая любые освоенные вами звуки. Какие самые неприятные звуки вы можете сейчас изобразить? Затем попытайтесь «пропеть» те звуки, которые, наоборот, будут для вас звучать наиболее приятно. Это должны быть «психологические» звуки, звуки, которые почему-то именно сейчас успокаивают и радуют. Важно, чтобы само ваше тело получало наслаждение и удовольствие от пропеваемых вами звуков. Всё время, пока вы выполняете упражнение, ваши глаза должны быть  открыты, стараетесь пребывать «в окружающей реальности», здесь-и-сейчас, в полном сознании и осознании того, что делаете. Важно сохранять контроль над ситуацией, и никто лучше вас самих не вернёт вас из глубинных переживаний на землю. Не теряйте плотный контакт ваших стоп с ровной поверхностью пола.  

 

Попытайтесь пропеть бессмыслицу. Не думайте, что петь, просто начните издавать звуки, не анализируйте их и не контролируйте. Пусть они выходят свободно и легко. Не обличайте их в слова. Пойте всякую несуществующую ерунду. Единственным критерием правильности должно стать утверждение: «Да, это то, что мне нужно».

Следующий способ можно условно назвать «Несуществующий язык». Попробуйте петь на неизвестном вам языке, пускай слова, выдуманные вашим бессознательным, звучат легко и непринужденно.

 

Пропойте различные темы, например: «Любовь», «Грусть», «Святость», «Боль», «Польза», «Старость», «Поражение», «Тайна» или эмоции: «Гнев», «Радость», «Интерес», «Стыд», «Горе» и т.д. Пойте, все что хотите! Один мой клиент, 29-летний мужчина, после распевки в моем присутствии различных предложенных ему тем: «Смелость», «Слабость», «Очарование», «Страсть», внезапно начал петь слово «Йоханнесбург». Он продолжал его петь, смотря на меня глазами счастливого ребенка, в которых иногда зажигал огоньки удивления, сообщая мне: «Я не знаю, что это». Когда мужчина закончил, он рассмеялся и сказал: «Я не знаю, откуда это пришло. Просто я ощутил потребность петь это: «Йоханнесбург, Йоханнесбург…». Я также не знала и не знаю сейчас, почему «Йоханнесбург», но знаю, что я видела этого человека, длительное время находящегося в тисках мертвых отношений с женщиной и не могущего из них вырваться по-настоящему живым.  Вскоре он смог оставить тяготившие его отношения. Когда я неделю назад спросила его разрешения описать этот случай, он кое-что добавил, сказав, то, о чем промолчал тогда: «Мне не хватало кресла на шарнирах, хотелось раскачиваться со стороны в сторону, а еще запомнились ваши сережки, они вам очень идут».  Пение раскачало в нем жизнь и внимание к женским сережкам.  Жизнь вырвалась наружу причудливым «Йоханнесбург».

Иногда человеку сложно вот так взять и запеть, слишком много напряжения, слишком далеко спрятан голос. Не стоит быть таким серьезным. Попробуйте себя вначале рассмешить. Встаньте перед большим зеркалом, изобразите из  себя большого и злобного пса, сидящего на цепи, предупредите злодеев лаем о своем существовании, каково вам быть псом на цепи? Может, пришло время побегать и поиграть во дворе? Снимите с себя цепь и высуньте язык, подышите как собака. Попробуйте себя рассмешить, состроив смешную рожицу. Поищите различные способы корчить рожицы, делать смешные жесты, делайте все, что угодно, это поможет раскрепоститься. А затем начните издавать различные звуки: порычите как собака, помурлыкайте как кот, похохочите подобно гиене. И начинайте петь. Все что захочется и как вам будет угодно.При помощи пения мы можем вернуть себе утраченную гармонию, восстановить физическое и душевное здоровье, черпать творческие силы из неиссякаемого источника – «поющей» Вселенной. Как метко говорит Елена Фролова о том, что есть песня.
[







 Амалия Макаренко http://amaliyamakarenko.com.ua

Источник

Оставить комментарий