Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Для чего людям Бог

Для чего людям Бог

И так…

►Верующий человек считает, что «на все воля Божья».

И эта идея может стать подмогой, когда человек сам не сумел справиться с ситуацией. Потому что такая позиция предполагает наличие в любом событии некоего божественного замысла, неведомого нам, простым смертным.

А значит, если со мной случилась неудача то, вполне вероятно, что так задумано Богом для каких-то высоких и полезных целей. В таком ключе ситуация кажется не такой уж мрачной. Это плюс.

Но это и минус. Потому что такой подход может завести человека в крайнюю безответсвенность. Да, мол, не справился, но «На все воля Божья», такие уж он мне подбросил обстоятельства, что справиться я и не мог.

Таким образом, получается, что сторонники веры как бы разделяют свою ответственность за события с Богом, и это облегчает психологическую ношу, но создает риск утратить к себе здравую критику, и вместо того, чтобы совершенствоваться, молиться и уповать на Всевышнего.

► Верующий человек точно знает, как надо жить.

Заповеди, изложенные в священных книгах и дополненные многочисленными комментариями проповедников, четко сформулированы, абсолютны и обещают путевку в рай.

Это хорошо – потому что наличие четких правил, служащих доброму и вечному, дает ясное представление об этических ценностях и избавляет от сомнений в ситуации, когда не очень ясно, как поступить. Скажем, муж не желает прибивать полку, и так хочется уйти от него к маме, но сказано «Не разводись» и не развожусь, а там глядишь, и полка повесится, и брак укрепится.

Но это может сослужить и плохую службу, потому что избавление от сомнений означает и избавление от диалогов с совестью, от привычки учитывать множество обстоятельств при принятии решения, от способности вчувствываться в ситуацию и от мужества совершать некрасивые поступки, влекущие за собой нарушение заповедей, но несущие в себе здравый смысл.

Сказано «Да убоится жена мужа» и все понятно – мужа положено бояться, слушаться и подчиняться, и в ситуации с полкой это не так уж и сложно. А если он еще и бьет, пьет, скандалит, унижает, не работает, учит дурному детей? Для верующего человека сомнений нет – сказано «и стали одной плотью»? — сказано, значит — надо терпеть.

А вот если бы сомнения были позволены, то такая женщина смогла бы осмыслить ущерб, который наносит ее жизни и жизни ее детей проживание с таким мужем; рискнула бы задаться вопросом – какой смысл в этом унижении, кроме смысла потакать садистким наклонностям супруга; и, глядишь, приняла бы решение уйти, разбив ему сердце, но защитив свое право и право своих детей на справедливое обращение.

Вот и получается, что заповеди помогают до тех пор, пока ситуация черно-белая, но как только в ней появляются оттенки, есть риск, что застывшая догма может погрести под собой и здравый смысл, и человечность. В конце концов, многие из известных тиранов, ни на секунду не сомневались в правильности и справедливости своих концепций.

► Вера в Бога дает ощущение объемного смысла жизни.

Верующий человек ощущает свою жизнь, как часть мудрого жизненного колеса, правильно устроенного, великолепно исполненного и, что самое важное, значимого. Считать свою жизнь экзаменом перед поступлением в небесную аспирантуру приятно. А вот думать, что через пару сотен лет никто даже не вспомнит, кто ты такой был, а земля только свободней вздохнет, когда на ней станет на одного топчущего ее человека меньше, грустно.

А потому смысл жизни космического масштаба – это безусловный плюс, который привносит в жизнь верующего человека успокоение и твердую уверенность в том, что живешь правильно.

Правда, и в этом параметре заключена опасность. Опасность спрятаться за этим смыслом от поиска своего пути, от осмысления своих талантов и потребности их реализовывать, даже если они не угодны Богу, от мучительных вопросов: «Зачем я живу?», «Хочу ли я быть в раю?», «А был бы я счастливее, если бы жил по другому?», «А как бы я изменился, если бы попробовал то-то и то-то?», «А как бы я прожил жизнь, если бы знал, что нет никакого Бога и страшного суда и все, что есть в моем распоряжении – действительно в моем распоряжении, и нет иных последствий, кроме естественно идущих за поступком…».

Объявить, что смысл жизни ясен, как пень, и следовать ему с толпой обращенных, конечно, проще, но слепое принятие чужого, пусть даже очень хорошего смысла, может сильно увести человека от узнавания себя настоящего, своих личных пределов и своего собственного, не скопированного под кальку, не натянутого насильно, а самолично выращенного и изданного собственным сердцем этического закона.

Я не тешу себя иллюзией, что в этих трех пунктах исследовано все, что может дать или отнять вера. Я думаю, и даже надеюсь, что это эссе породит у вас больше вопросов, чем ответов.

И если вы начнете себя спрашивать: «А для чего вера в Бога мне?», «Она делает меня лучше или просто упрощает мне жизнь?», «Она позволяет мне развиваться или я в нее прячусь от возможности развития?», «С ней я яснее вижу события или она затуманивает мой взгляд, уводя от реальности?», то я буду считать, что эти четыре тысячи букв были набиты мной на клавиатуре не зря…

Источник

Оставить комментарий