Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». Часть 2.
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». Часть 2.

Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». Часть 2.

Двенадцать шагов навстречу истинному «Я».

Часть 2.

Альбедо.

Альбедо (лат. Albedo — буквально «белый цвет») — вторая стадия Великого Делания и направленного алхимического воображения, следующая после Нигредо. Стадию Альбедо называют также «белое делание», «белый труд» и возрождение. Если на стадии Нигредо преобладает тема конфронтации с Тенью и фрагментация психического, то на уровне Альбедо впервые дают о себе знать Душа (Анима) и Дух (Анимус) человека. Альбедо – это первый миг, когда мы чувствуем поддержку Самости, не как надежду или абстрактную идею, а как уже нечто реальное, хоть и труднодостижимое.  Белый цвет — символ альбедо — ассоциируется в аналитической психологии со связью между Эго и коллективным бессознательным, с осознанием эго трансперсональных, вечных и бессмертных аспектов психики. Альбедо — это стадия индивидуации, на которой происходит усиление духовности, чистоты и готовности к трансформации, осознание трансперсонального измерения психики, внутреннее целительное просвещение.

В рамках данного этапа в направленном алхимическом воображении, как и в алхимии в целом, используются четыре алхимические операции, которые сопоставляются с четырьмя старшими арканами Таро:

Анимус и Анима.

Итак, первой операцией направленного алхимического воображения в Альбедо является взаимодействие с бессознательной мужской стороной личности, которую персонифицирует  архетип Анимус.  

Бог войны Марс (греч. Арес) — древнеримская персонификация архетипа Анимус. Он управляет мужской сексуальностью, настойчивостью и агрессивностью, подталкивает  к действиям. Бог Марс обожал сражения. Агрессивный и задиристый, он без раздумий бросался в схватку. В архетипической идентичности Анимус наделяет человека энергией, смелостью, волей к победе, способностью превращать идеи в поступки. Анимус формирует в характере человека такие черты, как  честолюбие и желания, мужество и внутреннюю силу.

В Таро архетип Анимуса символизируется Арканом Император. Император — это структурообразующий элемент, он символизирует стремление к стабильности, безопасности и последовательности, стремление к независимости от условий существования Природы и нашей собственной натуры, часто непредсказуемых. В числе характеристик Императора: мужская сила и контроль, рациональное мышление, стремление к достижениям, успеху, уважению и стабильности.

В алхимии Анимус представлен в виде одного из семи основных металлов – Железо и символизирует процесс сепарации ("разделение"). Сепарация — это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает, по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде, пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты — либо на четыре первоэлемента, либо на ртуть и серу. Прежде чем приступить к Великому Деланию, алхимик ощущал себя цельной личностью; и завершиться Делание также должно было совершенной целостностью Философского Камня. Однако в процессе работы он исследовал первопричины своего поведения и тем самым разрушал чувство своей цельности; при этом ему могло казаться, будто его разрубают на части или разрывают на клочки.

Анимус как архетип тяготеет к сфере разума и убеждений, формирует мнения, участвует в принятии важных решений и структурирует жизненный путь человека. В сферу влияния Анимуса попадают ценности и идеалы человека, сфера власти,  профессиональ­ная карьера и светская жизнь, а так же воспитание детей (прежде всего, их социализация).

Следующей операцией направленного алхимического воображения, руководствуюсь аналитическим законом энантиодромии, характеризующимся предрасположенностью любых поляризованных феноменов или явлений переходить в собственную противоположность, выступает взаимодействие с бессознательной женской стороной личности, которую в направленном алхимическом воображении представляет архетип Анима.

В мифологии и алхимии Анима представлена в виде Венеры. Венера, как персонификация Анимы, управляет способностью выражать чувство любви и наслаждаться красотой. Венера характеризовалась способностью наделять обаянием и привлекательностью, сексуальностью того, кто снискал её расположение. С древних времен Венера считалась богиней, чьей сферой влияния являются любовь и эмоции. Именно Венера-Анима учила смертных мужчин и женщин искусству соблазнения (а также не стоит забывать, что именно имени Венеры обязаны названием инфекционные заболевания, передающиеся половым путём). Ее власть над сердцами вошла в легенды, она «отнимает разум даже у мудреца» (здесь обнаруживается её связь с Мудрым Старцем). Богиня славилась своей красотой: там, где она проходила, вырастали цветы. Даром красоты неизменно наделён и человек, которому посчастливилось обладать архетипической идентичностью Анимы. Анима покровительствует любви, искусству и красоте, украшениям, светским талантам, сердечности, гармонии и дружбе. Можно сказать, что люди, обладающие архетипической идентичностью Анимы, призваны делать окружающий нас мир прекрасным.

В Таро Анима представлена Арканом Императрица. Императрица символизирует жизненную силу, плодородие, рост и зарождение нового. Она — неиссякаемый источник всякой жизни, нашего творческого потенциала и нашей способности воспринимать тонкие вибрации и воплощать их в форме чего-то нового. В числе характеристик Императрицы: воспитание, способности к исцелению, любовь, гармония, чувствительность и женская сексуальность.

В алхимии Анима представлена виде одного из семи основных металлов — Медь и символизирует процесс малой  конъюнкции ("соединение").  Конъюнкция — это соединение двух противоположных компонентов, в алхимии чаще всего рассматриваемое как союз мужского и женского, тонкого и грубого и т.д. После того, как алхимик очистился от тех своих свойств и убеждений, которые были "дефектами развития", противоположные начала, являющиеся основными компонентами его природы, претерпевшие, после сепарации, разделение, приводятся в равновесие и снова совмещены. На данном этапе, соединяясь друг с другом, элементы образовывали белое вещество. Полученное белое вещество представляет собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро. Образование Белого Камня, по сути, и являлось основной задачей второго этапа Великого Делания — альбедо, или побелением.

С психологической точки зрения, конъюнкция, прежде всего, представляет собой процесс слияния сознания и бессознательного, операция, подразумевающая встречу с Анимой.

Анима – фактор наивысшей важности в аналитической психологии. Мы всегда можем обнаружить присутствие Анимы там, где действуют эмоции и страсть. У мужчин она усиливает, преувеличивает и мифологизирует все эмоциональные отно­шения, будь они, например, в профессии (особенно в творческих профессиях) или в отношениях с противоположным полом. Для женщины Анима является, прежде всего, фактором, влияющим на формирование представлений о собственной женственности и сексуальности. Встреча с Анимой – трудное испытание, из которого не многие выходят с честью. Интеграция с Анимой является необходимым условием процесса индивидуации и соответствующей операцией (архетипическим мотивом) в направленном алхимическом воображении.

В процессе глубинной проработки архетипов, символизирующих женские и мужские структуры бессознательного личности в направленном алхимическом воображении, интегрированные Анимус и Анима становятся  посредни­ком между сознанием и бессознательным, внося психическое равновесие индивидуальности, приближающейся к Самости.

Велика Мать и Отец.

Третьей операцией направленного алхимического воображения выступает выход на границы с родителем женского пола, персонифицированный архетипом Великая Мать.  

В Таро архетип Великая Мать представлен Арканом Луна. Большинство религиозных систем включали в свой пантеон различные материнские фигуры (вот лишь некоторые из них: Гера, Деметра, Кибела, Танит, Фрейя, Нанна, Сати, Кали, Иштар, Тиамат, Парвати, Исида, Сехмет, Нейт, Мария, София и т.д.). Луна символизирует таинственное царство Тьмы и Ночи,  бессознательное, образный мир души, мир наших снов, мечтаний и откровений. Луна привносит в нашу жизнь романтические грезы, живое воображение и художественную фантазию, отвечает за все процессы, связанные с зачатием, вынашиванием и рождением детей.

В алхимии Великая Мать представлена в виде одного из семи основных металлов — Серебро и символизирует процесс цибации ("вскармливания"). После конъюкционного внутреннего объединения противоположностей и обретения своего изначального «я», материал Великого Деланья (Белый Камень)  становится подобен  ребенку, заключенному в материнском чреве. На этапе цибации материал в сосуде "умеренно питают молоком и мясом". Герхард Дорн, ученик Парацельса, советовал на поздних этапах Делания вносить различные добавки, в том числе человеческую кровь, чистотел и мед. Кровь должна была насытить Камень жизненной силой. Чистотел наделял его весельем и хорошим настроением. Мед символизировал радости жизни, а также служил консервантом.

Архетип Великой Матери формирует основу материнского комплек­са, детерминирующего сложную систему взаимодействий ме­жду матерью и сыном, дочерью. Материнский комплекс опи­сывает идеи и представления, тяготеющие к фигуре реальной матери, является источником интерпретации ее поведения, структурирует детско-родительские отношения. Сын, как пра­вило, проецирует образ матери на других женщин, приписывая им ее черты или ожидая соответствующего поведения. Дочь может отождествлять себя с матерью, сопротивляться мате­ринским влияниям или гипертрофировать поведение в рамках материнской роли. Как и изначальный архетип, материнский комплекс имеет свои позитивные и негативные стороны.

 Основной задачей работы в направленном воображении на данном этапе является взаимодействие с архетипической фигурой Великой Матери с целью обретения фантазирующим  позиции, при которой он, сохраняя сильную связь с Матерью ("питаясь" и "насыщаясь" ею), получает возможность поддерживать (или, в случае необходимости, символически сформировать) свою независимость и автономию.

Четвёртой, заключительной операцией в Альбедо в направленном архетипическом воображении является  выход на границы с родителем мужского пола, который персонифицирован архетипом Отца.

В Таро архетип Отца символизирует Аркан Солнце. Религиозные системы включали в свой пантеон различные отцовские образы — это и христианский Бог, и античный Зевс, и зороастрийский Митра, и египетский Ра и т.д. Символические фигуры Солнца имеют множество имен: руководитель, король, вождь, капитан, генерал, президент. Все они, по большому счету, несут отцовскую ответственность за тех, кто им подчиняется. Этот архетип активизируется во всех отношениях, где есть элементы авторитарности. Аркан Солнца символизирует жизнелюбие, радость жизни, теплоту и уверенность в будущем. В нашем сознании Солнце соответствует силам, помогающим обрести ясность, победить опасения и глубокие страхи, преодолеть заблуждения. На более глубоком уровне Отец — Солнце помогает преодолеть свою темную сторону, дать раскрыться нашей солнечной натуре, распознать в себе свое "теневое Я" и вывести его на свет Божий.

В алхимии архетип Отца представлен виде одного из семи основных металлов – Золото — и символизирует процесс сублимации ("возгонка"). Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. Алхимики считали, что основной задачей сублимация являлось объединение тела и духа.

Мы боимся проявлений Отца или же восхищаемся им и верим ему; мы презираем его или тоскуем по его опеке; мы отчаянно преданны ему или свергаем его с престола. Любой человек (мужчина или женщина), облеченный властью, проявляет по отношению к остальным качества отцовского архетипа; это касается не только монархов, президентов и полководцев, но и руководителей, полицейских, учителей и тех, кто оказывает на нас влияние. Когда женщина находит себя в роли Отца, вроде египетской императрицы, носящей фальшивую бороду, чтобы подчеркнуть свою власть Фараона, то она дает понять, что не стоит ошибочно принимать ее за олицетворение архетипа Матери. Боевая экипировка, престижный офис, дорогой рабочий стол, место на парковке – все это говорит о том, что здесь находится Ян. С другой стороны, мужчина в роли Великой Матери, который использует символы античных богинь (развевающаяся белая мантия Папы Римского, его раскрытые руки, как бы говорящие «Идите ко мне, дети»), сообщает этим: здесь живет Инь (или, как в случае с Папой Римским, он просто хочет, чтобы вы так думали). В душе активизация отцовского архетипа сигнализирует об обращении к психологии войны. Человек увлечен стратегией и тактикой, желанием встретиться с проблемой, волей к победе, честолюбием, жаждой силы и способностью идти на риск. 

Архетип Отца формирует основу отцовского комплек­са. «У мужчин положительный отцовский комплекс очень часто создает определенную доверительность в отношении к авторитету и отчетливо выраженную готовность признать любые духовные догмы и ценности; у женщин же он вызывает наиживейшее духов­ное вдохновение и интерес. В сновидениях отцовский комплекс всегда воплощен в фигуре отца, от которого исходят запреты, муд­рые советы и убедительные осуждения».

Основной целью работы в направленном алхимическом воображении на данном этапе является обретение фантазирующим  позиции, при которой, сохраняя сильную связь с Отцом (принимая его авторитет), он (фантазирующий) получает возможность поддерживать (или обрести) свою независимость и автономию.

 

Работа с архетипами Великая Мать и Отец является заключительными операциями второго этапа направленного алхимического воображения, определяющегося как Альбедо. Основной задачей Альбедо в направленном алхимическом воображении является установка (восстановление в случае нарушения) связи между Эго (сознанием) фантазирующего и коллективным бессознательным, осознание Эго трансперсональных, вечных и бессмертных аспектов психики через интеграцию с мужскими и женскими психическими структурами. Этот этап призван стимулировать поток либидо (психической энергии), а далее, направив его в бессознательное, детерминировать процесс возникновения новой ценности в результате внутренней работы по разрешению внутриличностных конфликтов, повышению общей восприимчивости к реалиям внутреннего (психического, воображаемого) мира фантазирующего. Альбедо заканчивается тогда, когда человек просыпается из состояния сна лунной стадии — оцепенения и возвращается в активную жизнь в «очищеном», белом, свободном от серости приземленного существования состоянии.

 

Продолжение следует….

 Начало статьи https://www.b17.ru/article/86075/

Литература.

Вирт О. Таро магов. – С.-Пб.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002.

Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. – М.: «Когито-Центр», 2004.

Клоссовски С. Золотая игра. – М.: Клуб Касталия. 2015.

Книга алхимии: История, символы, практика. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008.

Мария-Луиза фон Франц Алхимическое активное воображение. – М.: Клуб Касталия. 2016.

Михаил Майер Убегающая Аталана, или Новые Химические Эмблемы, открывающие Тайны Естества. – М.: Энигма, 2004.

Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

Нойманн Э. Великая Мать / Глубинная психология и психоанализ – М.: «Добросвет», «Издательство КДУ», 2014.

Эвола Ю. Герметическая традиция. – Воронеж: TERRA FOLIATA, 2015.

Эдингер Э. Анатомия души. Алхимический символизм в психотерапии. М.: Клуб Касталия. 2011.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: ООО «Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Юнг К.Г. AION.-М.; Киев, 1997.

Юнг К.Г. Бог и бессознательное: М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Источник

Оставить комментарий