Я знаю пароль, я вижу ориентир
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Я знаю пароль, я вижу ориентир

Я знаю пароль, я вижу ориентир

Из публикаций психологов на b17:

Чувство эмпатии – основа здоровых взаимоотношений между людьми, будь то отношения в семье, в кругу друзей или в терапии.

Глубокое присутствие, личная вовлеченность, эмпатия – необходимые атрибуты психотерапевтического контакта и важнейшие условия успешной работы с клиентом.

Откуда же берётся этот необходимый атрибут нашей профессии? Как формируется основа здоровых психотерапевтических (и не только!) отношений?

Логично будет предположить, что люди, которые не испытали эмпатии* в детстве, потребности которых неправильно интерпретировались или игнорировались, сами не способны понимать чувства других людей. Очень часто это действительно так.

В отличие от них ребёнку, который растёт в атмосфере спокойствия и доверия, рядом с принимающими и эмпатичными родителями, намного проще научиться эмпатии, перенимая её у своих близких. Он обучается душевному участию, отзывчивости и состраданию, следуя примеру взрослых, копируя их поведение.

Но гораздо чаще, увы, способность к эмпатии, основанная на особой чуткости к тому, что происходит с другими, формируется как один из способов адаптироваться в небезопасной и непередсказуемой среде.

Так бывает, когда родители не отличаются устойчивостью, предсказуемостью и адекватным откликом на своего ребёнка. Когда в ответ на одни и те же свои проявления (чувства, поведение, выражение потребностей) ребёнок может получить как одобрение, так и отвержение, как похвалу, так и наказание, как радость родителя, так и родительский гнев, в зависимости от состояния самого родителя. И тогда ребёнок учится эти состояния считывать, чтобы подстраиваться под родителя и соответствовать его настроению. Чтобы поменьше «прилетало» негатива и побольше принятия. Конечно же, условного. Увы. Он развивает особую чуткость, становится способным распознавать мельчайшие нюансы в изменении настроения родителя, предугадывая предстоящие грозу или солнышко, мороз или оттепель, ураган или штиль.

Еще бывает, что ребёнок учится буквально «держать» родительские чувства, когда сам родитель со своими чувствами не справляется. Не говоря уже о том, чтобы контейнировать**(принимать) чувства ребёнка и помогать ему их проживать. И тогда ребёнок, становясь «старшим» в этих отношениях, начинает контейнировать чувства родителя, чтобы помочь родителю справляться и продолжать оставаться родителем. И это становится для ребёнка необходимым условием выживания. При этом свои чувства, которые игнорируются или преследуются родителем, которые выводят родителя из состояния равновесия, ребёнок вынужден отрезать.

Так формируется повышенная чуткость к эмоциям других людей на фоне непонимания собственных эмоций и потребностей.

Такие дети очень способны бывают к эмпатии. И именно они часто, вырастая, становятся психологами (пройдя, разумеется, свой путь исцеления, ну, или, вернее сказать, встав на этот путь).

Дети эмпатичных и психологически зрелых родителей, выросшие в здоровой атмосфере принятия, понимания и поддержки, в психологию могут прийти разве что из научно-исследовательского интереса. Но терапевтами вряд ли становятся. Это из того, что я вижу вокруг себя. На истинность не претендую.

*Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Если проще, эмпатия – это умение поставить себя на место другого человека и понять его….

**Контейнирование – способность к выдерживанию различных видов психической энергии: эмоций, напряжения, инстинктивных импульсов.

 Если проще, у взрослого человека контейнирование – это внутренняя способность выдерживать сильные эмоции, свои и чужие.

 

Я верю только в это: любовь спасёт мир

 

 

 

Источник

Оставить комментарий