Исторические аспекты появления коучинга
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Исторические аспекты появления коучинга

Исторические аспекты появления коучинга

Первое сентября в нашей стране День Знаний. И я, как учитель истории по образованию, не могу не воспользоваться случаем, и не исследовать исторические аспекты появления коучинга. 

Древнегреческий философ Сократ еще 2,5 тыс. лет назад изобрел особый способ беседы, построенной на вопросах. Сократ считал, что все решения уже есть в голове у собеседника, задача учителя состоит лишь в том, чтобы вытащить эти знания на поверхность. Естественно, все это делалось именно через вопросы.

Один из основоположников современной системы образования, немецкий педагог 19 века Адольф Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить».

Один из первых, кто разработал концепцию того, что человеком движут ценности, цели и стремление к самореализации, был Австрийский психолог Альфред Адлер. Такое заявление в психологии начала 20 века, когда господствовала концепция Фрейда о том, что человеком движут подсознательные импульсы к агрессии и сексуальному удовлетворению, было достаточно крамольным. Согласно Адлеру, человек – это прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, комплексы, которые закладываются до 6 лет, в преодолении которых состоит дальнейшее личностное развитие.

Этимология: «Коуч» — слово венгерского происхождения, получило распространение в Англии в ХVI веке, означало «повозку». Во второй половине ХIХ века английские студенты называли так частных репетиторов. В англо-русском словаре выпуска 1977 года издательства «Русский язык» составители О.П. Бенюх и Г.В. Чернов трактуют перевод слова «соасh» (коуч) в двух вариантах:

1) -повозка, карета, экипаж (англ.); -автобус (туристский и дальнего следования)(амер.) ; -вагон (в составе поезда);

2) -тренер; инструктор, наставник. Понятие «соасhing» (коучинг) переводится авторами: – тренировать, наставлять.

К середине ХХ века коучинг фактически утратил свое первое значение, применялся в спортивной среде и в основном означал систему индивидуальной и коллективной тренировки спортсменов. Коучинг произошел от индивидуальной наставнической работы. Был мастер, который брал ученика и приводил его к какому-то результату, передавал свой опыт, обучал, наставлял. Позднее это явление переросло в институт советников. У каждого царя, шаха, князя, и т.д. был советник, обладавший знаниями в какой-либо области. Это явление сохранилось до наших времен.

Появление метода «Внутренняя игра» связано с его основателем, Тимоти Голлви который к началу 70-х годов работал преподавателем в Гарвардском университете. Одним из его увлечений был теннис.

Обучая своих подопечных, Голлви сделал вывод, что если обучаемый доверяет своей способности учиться, и берет ответственность на себя за выбор, как обучаться, при этом, отсутствует оценка, позитивные изменения происходят спонтанно. Игрок играет лучше, когда тренера нет рядом. Он также заметил, что стандартное обучение происходит следующим образом: ученик хочет улучшить качество удара, тренер дает рекомендацию или инструкцию о том, как правильно делать, т.е. некий эталон, к соответствию с которым  во время тренировок приводит подопечного. При этом, обучающийся до конца не понимает, как он этого добился, т.к. весь процесс контролируется тренером и сравнивается с неким эталоном.

Исследуя этот вопрос, Голлви понял, что в голове игрока в это время звучит его внутренний диалог, похожий на внешний- с тренером. Инструкции, которые тренер высказывает  игрокам, воспринимаются ими как метод контроля,  как угроза для их собственных возможностей, и порождает совсем другое состояние, непохожее на спокойную сосредоточенность лучших спортсменов. Голлви сделал предположение, что у ученика есть естественная способность обучаться на собственном опыте, производить самокоррекцию в процессе своей деятельности и умение наблюдать за собой со стороны.

   Голлви начал исследовать, кто участвует во внутреннем диалоге. Голос, подающий команды, высказывающий оценку он назвал голосом первой части своего «Я»-«Я-1». «Я-1»-это всезнайка, недоверяющий второй части «Я-2» игрока, которому приходится бить по мячу. Это недоверие заставляет «Я-1» контролировать «Я-2», используя тактику, воспринятую извне, от тренеров, учителей, родителей. Я-1-это внутренний диалог, который звучит в голове обучающегося, голос ума, внутренний критик,  то представление о себе, которое человек создал, но которое не является им самим. Люди обычно отождествляют себя с Я-1, со своими мыслями, идеями, социальными ролями. Я-2-это сам человек, его внутренний потенциал, данный ему при рождении, вся мудрость, знание, возможности. Это также врожденная естественная способность к самообучению и развитию любых природных способностей. Потенциал Я-2 блокируется в следствии огромного влияния на него со стороны Я-1.

   Этот диалог, звучащий в голове спортсмена Т.Голлви назвал «Внутренней игрой» и посвятил исследования этому процессу. Он сделал вывод, что от качества внутренней игры, от того, насколько человек доверяет своим ресурсам зависит внешняя игра или та деятельность,  которой человек занят. Все свои наблюдения Т.Голлви изложил в книге « Внутренняя игра в теннис» 1974 г. Он стал обучать спортсменов по методу внутренней игры. Позже появились книги «Внутренняя игра в гольф», «Внутренняя игра в лыжном спорте».

После их выхода о коучинге заговорили уже как о методе, который тренер может применять для развития навыков подопечного для достижения более высоких результатов. Основным отличием заявленного стиля тренерства было то, что коучинг не учит, как нужно делать а помогает учиться вырабатывать новые стратегии достижения успеха, опираясь на собственный опыт и врожденную способность каждого человека к самообучению. Задача тренера заключается в фокусировании внимания спортсмена на внутренних ресурсах, его внутренней игре, с целью дальнейшего их развития и максимальной реализации в игре внешней.

Определенное время коучинг развивается в спортивной среде, совершенствуется тренерами, спортсменами, которые стали активно применять методику «Внутренней игры» для развития и достижения успеха. Книги пользовалась популярностью также и в среде политиков, бизнесменов, желающих улучшить качество своей игры на теннисном корте или поле для гольфа, и таким образом, создались предпосылки для развития методов и принципов коучинга в бизнес-сфере. Т.Голлви стал консультантом компаний «Аpple», IBM, Сoca-cola и др. Основное направление-изменение корпоративной среды. 

В 1992 году  в Англии вышла книга «Коучинг высокой эффективности», (автор Джон Уитмор, ученик и соратник Т. Голлви). С ее выходом связано развитие  коучинга как стиля управления в бизнесе, менеджменте, лидерстве. Д. Уитмор выделяет основные принципы коучинга как развитие осознания и ответственности и определяет суть коучинга как «раскрытие потенциала личности или группы совместно работающих людей для максимализации собственной призводительности и эффективности».

В книге «Работа как внутренняя игра»  (2001 г.) Т. Голлви обобщает основные принципы коучинга  по методу «Внутренняя игра» и дает следующее определение: « Коучинг-это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение».

Коучинг не использует модели, которые обучают. В традиционной модели обучаемый учится видеть разницу между тем что может сделать и тем, что видит. У него возникает конфликт «а могу ли я это», человек попадает в ситуацию, когда ему нужно следовать чему-то, что не является для него естественным, т.к. это модель, которая навязана извне, а не выбрана самим человеком. Одна из основных целей обучения по методике «Внутренняя игра» -уменьшение влияния «Я-1» и раскрытие потенциала «Я-2». Это позволяет человеку действовать спонтанно, более эффективно, быстрее добиваться намеченных целей, и получать удовольствие.

Иначе говоря, коучинг- технология, которая не обучает тому, как правильно что-то делать, или как правильно разрешить какую-то ситуацию, или как правильно дать совет. Этот метод предполагает, что все ответы, все решения, все возможности уже есть в каждом из нас, и нужны лишь определенные условия, для того, чтобы эти ответы, решения были найдены, осознаны и реализованы. 

Формат взаимодействия в коучинге предполагает, что вы как коуч, помимо того, что внимательно слушаете своего подопечного,  задаете определенным образом сформулированные вопросы. Цель вопросов – направить внимание вашего подопечного,  например, на осознание текущей ситуации, сфокусировать его внимание на каком-то аспекте, прояснить фразу, и т.д. Советов, рекомендаций  о том, как правильно поступить в той или иной ситуации, в коучинге не предполагается.

Мы с раннего детства вкладываем в себя не очень полезные убеждения о том, что прежде чем чего-то достичь, нужно тяжело работать, что путь к успеху чреват взлетами и падениями, чтобы достичь чего-то, нужно преодолевать какие-то препядствия.

И, отчасти, это действительно, отчасти, так.  Тимоти Голлви, создатель метода «Внутренняя игра», который впоследствии стал именоваться коучингом, пишет об этом так: «Оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре». Один из ключевых принципов нового подхода к обучению  является «Внутренняя игра» самого человека как его мыслительное и эмоциональное состояние и потенциально заложенная естественная способность к самообучению и развитию. От качества игры внутренней зависит результативность игры внешней. При этом роль коуча сводится к наблюдению за обучающимся и умению задавать вопросы, отвечая на которые подопечный направляет внимание на собственные ресурсы и за счет этого добивается бОльших результатов.

Коучинг- технология, которая предполагает, что каждый из нас является экспертом, и обладает потенциалом, которому нужно дать проявиться для достижения наилучших результатов. Когда мы думаем о целях, есть множество вариантов, есть множество способов реализации этих вариантов, есть хаос. Когда мы говорим, мы делаем цель более проявленной, более понятной, осознаваемой. Цель зависит от того, с какими людьми мы говорим о ней. Реакция других людей может позволить цели жить, а может убить. Люди испытывают напряженность, говоря о своих целях, «этого сейчас нет». В процессе движения к цели мы сталкиваемся с трудностями, можем испытывать сомнения и неудовлетворенность. Цель нуждается в среде для роста и развития. Коучинг создает такую среду, в которой человек хочет говорить о цели.


Желаю, чтобы достижение ваших целей приносило удовольствие!

Источник

Оставить комментарий