Куда зовёт Beruf?
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Куда зовёт Beruf?

Куда зовёт Beruf?

Готовя проект по поиску своего призвания,  я, конечно, заглянула в интернет. На сайте http://www.psychologos.ru в статье А. Круглова я прочитала, что право на призвание надо заработать. Это не для всех, это — дорого. Призвание требует много ресурсов, энергии, бодрости тела и бодрости духа. Это дело, которое нужно не только твоей душе, но это  и такое дело, которое нужно многим, которое имеет смысл.

   В толковом словаре Ушакова призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями).

 Очень понравилось изречение В. Кротова «Призваниеэто чувство себя настоящего»

Что призвание для меня?

    Я чувствую себя комфортно, когда я совершаю какие-то действия, полезные для общества и приятные для меня. Я определила бы призвание как точку комфортного соприкосновения меня с миром. Что-то я такое должна уметь делать, что может принести пользу для общества в целом. И через эту привнесённую мною в общество пользу сделает и меня счастливой.

В русском языке к делу, которым мы занимаемся по жизни, имеют отношения два слова: профессия и призвание. В чём разница?

Интересно, что в немецком языке слова «профессия», «специальность» и «призвание» переводятся одинаково der Beruf. По мне, так это разные слова, но у немцев, видимо, нет сомнения в том, что профессия и призвание имеют одинаковы смысл.

Глагол rufen— звать, be- приставка. И у нас так же обстоит дело с призванием. Вслушайтесь: при—ЗВАНИЕ. Зовут кого-то. Возникает  волнующий вопрос — КУДА зовут? А ещё интереснее КТО или ЧТО собственно зовёт?

Итак: зовут

Кого? – меня. А каков я есть?

Куда? – хотелось бы знать…

Кто? – хорошенький вопрос…

В своей работе «Бытие и Время» (1927) Хайдеггер вводит философское понятие Зов бытия.

Человек непрестанно находится в поиске самого себя. Что значит быть самим собой? Хайдеггер утверждает, что это означает быть подлинным. А подлинный – это какой? Настоящий. Значит, существует настоящий Я, а есть не настоящий Я. Как отличить одно своё Я от другого?

И является ли подлинность чем-то нужным и желательным? Если да, то как практически мы можем стать подлинными и как мы можем преодолеть то состояние не-подлинности, в котором человечество склонно пребывать большую часть своей жизни.

Удивительная способность человека заключается в том, что он может быть тем или другим. Настоящим и не настоящим, подлинным и фальшивым. Не смотря на то, что ему свойственна тревога по поводу того каков он есть, он обладает способность САМ ВЫБИРАТЬ каков он есть.

Пытаясь найти своё призвание мы ищем СЕБЯ подлинного. И эта подлинность, по мнению Хайдеггера,  должна быть «выкуплена» ценой напряженного ежедневного труда.

Когда мы не подлинны – мы увлечены миром, пребываем с другими в состоянии «ОНИ». Мы теряемся среди других людей.

Но мы не-подлинны не просто из лени, а потому что беспокойство и стремление спрятаться от себя в толпе являются нашими сущностными чертами. Пребывание в таком состоянии подавляет нашу истинную способность Быть, прячет ее среди всего и ничего. И мы все дальше уходим от себя по этой дороге. Отдаляясь от себя подлинного, мы не становимся другими, чем прежде, но мы скорее становимся собой в своем не-подлинном варианте.

Итак, к кому обращён таинственный зов?

К себе подлинному, потерянному в толпе.

Но как мы можем восстановить нашу подлинность и прийти к владению собой?

Когда нами овладевает беспокойство по поводу истинности самого себя, мы испытываем тревогу. Тревога есть ключ к нашей подлинности. В состоянии тревоги есть способность к особому раскрытию себя: тревога индивидуализируется. Характерная особенность нашего существования заключается в том, что мы — возможность, а не действительность. Мы — не просто конкретное что-то, но скорее набор возможностей, потенциальность бытия. Осознать свою потенциальность — значит встревожиться, и наоборот: встревожиться — значит осознать свою потенциальность для бытия. Таким образом, тревога есть непременное условие подлинности. Подлинный человек есть человек тревожный.

Тревога возникает из осознания того, что существование включает в себя проект и возможность и требует от нас, чтобы мы были самими собой.

Мы всегда есть – проект, и мы всегда есть – возможность осуществления этого проекта.

В тревоге становится ясно, чем мы свободны стать. Человек всегда способен стать тем, чем он хочет стать.

Однако мы постоянно находимся в тревоге потому, что мы — это мы, но нам нас не хватает, мир и другие люди значимы для нас. Мы постоянно тянемся к миру. Наша природа требует выхода ВО ВНЕ. Мы не можем без этого существовать. «Я» всегда существует снаружи, впереди себя, в мире и с другими. И именно это постоянное пребывание вне себя создает возможность, вероятность и необходимость быть и подлинным, и не-подлинным.

Итак становится понятным КУДА зовут

Нас зовут в мир других людей.

То есть меня зовут в мир людей, но не в качестве затерянного в толпе и занимающегося обыденной рутиной, а меня подлинного и настоящего, занимающегося делом свойственным и мне, доставляющим мне удовольствие и значимым и востребованным для других людей.

Открытым остаётся третий вопрос. Кто нас, подлинных, туда зовёт?

Есть в нас самих свойство, неотъемлемое от нас,  сопутствующее обстоятельство, основное настоящее, которое не позволяет себе проявиться в звуке. Оно «ведет беседу исключительно и постоянно молча». И имя этому свойству– совесть.

Совесть можно рассматривать как составную часть заботы о себе. Это то, что сохраняет нашу возможность оставаться честными перед собой и дает возможность быть подлинными.

Кто порождает голос совести? Да, сам человек и порождает.

Хайдеггер заявляет, что это молчаливый зов переживается как пассивный вызов, который приходит всегда в состоянии беспокойства и тревоги, когда мы начинаем осознавать, что мы уязвимы.

Этот зов напоминает нам о нашей собственной потенциальной возможности быть подлинными или не быть ими.

Этот зов не говорит ни о чем, о чем можно было бы говорить, не дает никакой информации о событиях. Это зов указывает на потенциальную способность БЫТЬ. Быть тем, что созвучно совести. Быть в согласии с собой.

Наше подлинное Я проявляется только в отношениях с миром, с другими. Поэтому нам столь необходимо иметь отношения с этим миром. Но существование в этом мире нам хочется иметь таким, чтобы быть в согласии с собой, в согласии со своей совестью. Вы слышите в слове Со-гласие – ГЛАС, ГОЛОС, ЗОВ?

Мы можем теперь обобщить наше исследование значения слова «призвание» или Beruf.

Призвание — это глас нашей совести, который зовёт нас подлинных в мир других.

Источник

Оставить комментарий