Мама спит, она устала
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Мама спит, она устала

Мама спит, она устала

Эпоха детоцентризма ознаменовалась тем, что большинство родителей по разным причинам усвоили гиперопекающую воспитательную стратегию.

Некоторые из них ставят ребенка в центр семьи, чтобы преодолеть свой детский невроз и воспитывать своего ребенка не так, как это делали их родители, которые мало, по их мнению, уделяли им внимания.Другие, буквально выстрадавшие своего ребенка в связи со слабой фертильностью, длительно ожидавшие своего малыша как чуда, делают его единственным смыслом жизни.Замещающий ребенок так же часто становится "пупом земли"  из-за материнского страха очередной потери.Одинокая мать концентрирует все свои силы, любовь, внимание на собственном ребёнке. 

Разные истории, разные мотивы, общее одно — чрезмерная забота о ребёнке начинает сочетаться с принижением родительских роли, статуса и авторитета. В итоге какие жизненные картины мы наблюдаем: 

Беременная женщина с тяжелыми авоськами в руках вместе со своим примерно 10-летним сыном заходит в общественный транспорт, где ей сразу же уступают место. Вместо того, чтобы сесть, она проталкивает к этому месту сына, усаживает его, а сама продолжает стоять с теми же сумками в руке и выпирающим животом в толпе пассажиров.Папа и мама хотят побыть вместе, но ребенок привык быть главным в семье, поэтому он настойчиво перетягивает внимание, как правило, одного родителя на себя. В результате (чаще всего папа) остается один, а ребенок со вторым родителем организует свой лагерь, причем (чаще мама) частит фразами "мы с дочкой …, а он (папа)", "мы с сыном…., а он (папа)". Нередко в таких семьях ребенок занимает место папы (иногда наоборот) в постели с мамой до 6-10-летнего возраста. Женщина пришла с работы, устала, ей еще нужно приготовить ужин, а дочь претендует на персональное внимание мамы, настойчиво требуя от нее уделить ей время и поиграть. После кухни мама идет в детскую, чтобы  развлечь ребенка, несмотря на плохое самочувствие и желание побыть одной. 

Важно, чтобы дети учились познавать и определять границы, где начинается зона родителей (и территориальный, и временной аспекты), что является одной из важных задач родителей.  Иногда это происходит через переживание ребенком неприятных чувств, он, образно говоря, психологически ударяется о границу, начинает чувствовать ее, так же, как к примеру, он начинает чувствовать границы своего тела, ударяясь о стену, дверной проем и т.д.

В этот момент от спокойствия родителей, их готовности и умения выдержать напор ребенка зависит, как он усвоит необходимость уважать и соблюдать границы другого и удерживать свои собственные. Этот навык весьма важен для его дальнейшей удачной социализации, умения общаться в коллективе сверстников и других взрослых.

Не об этом ли стихотворение Елены Благининой?

Мама спит, она устала… 
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу. 

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто,
– Посидим и в тишине!..

© Е. Благинина 

Читайте детям подобные стихи, рассказы, которые также имеют воспитательный эффект. В заключение приведу крылатую фразу "Чтобы поставить детей на ноги, надо снять их со своей шеи". 

Источник

Оставить комментарий