(Не)Легкий способ перестать страдать
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » (Не)Легкий способ перестать страдать

(Не)Легкий способ перестать страдать

Статья начнется с довольно резких слов.

На мой взгляд, люди в нашей стране очень привыкли к страданиям. Да и как к ним не привыкнуть, если даже обмен документов, регистрация чего-либо, покупка движимости и недвижимости, организация собственного дела, поступление ребенка в детский сад, школу, институт, оформление алиментов, наследства, собственности могут сопровождаться огромными эмоциональными, временными и материальными затратами. Люди страдают в очередях, в пробках, в примерочных, на работе, на прогулке. Они могут сильно переживать из-за грубого слова продавца или водителя маршрутки, некомпетентного специалиста в муниципалитете, из-за осуждающего взгляда врача и недосказанности с соседями, из-за несправедливости госпошлин и налогов, просроченных продуктов в магазине. Всем очень хочется, чтоб о них заботились, уважали, любили. Но, по каким-то причинам, этого в полной мере не удаётся получить от родителей, коллег, супругов, друзей, ну и конечно от государства. Вот и страдает народ. Некоторые уже и не обращают внимания на неудобства. Особенно, если еще и кто-то, от кого человек это неудобство испытывает, начинает его в этом и обвинять. «Раньше нужно было думать! Почему так поздно пришли документы оформлять?»  — может сказать сотрудник любого госучреждения, от которого хоть что-то зависит. «Нечего ноги расставлять!» — может нахамить в метро пассажир, наступивший вам на ногу. «Мы тоже люди и у нас должны быть перерывы!» — отрываясь от работы каждые пол часа обронит возмущенной толпе оператор на кассе оплаты коммунальных услуг.

Невольно начинаешь задумываться, то ли у меня высокие требования к окружающему миру, то ли и правда несправедливость какая-то. То ли я виноват, что 3 часа в очереди торчать не хочу, то ли госорганы, которые на 250000 человек открывают только один УФМС? То ли имею я право на то, чтобы водитель маршрутки сделал музыку потише и рулил аккуратнее, то ли если он водитель, то ему решать какая громкость звука и как более комфортно ехать пассажирам в машине? То ли виноват учитель, который взимает плату за бесплатную секцию, то ли государство, которое мало платит учителям и им приходится подрабатывать нечестно?

Удивительно, но при вышеописанных нарушениях психологических границ, человеческого достоинства, иногда и здравого смысла, 85% населения не делает НИЧЕГО, чтобы хоть как-то привлечь к ответственности тех, кто поступил несправедливо, разговаривал некорректно, предоставил некачественную услугу и т.д. Часто слышу, что люди не верят в то, что их отзывы, жалобы, отказы хоть на что-то повлияют. А еще чаще народ боится, что станет еще хуже.

Много сейчас говорится про ответственность, но не все знают, в каком месте находится их ответственность и как ее использовать. Людям и правда очень хочется, чтобы им было хорошо, но сами они не всегда понимают, что для этого нужно сделать. Поэтому и считают, что кто-то другой может как-то  способствовать их счастью, и если бы этот кто-то делал то-то и то-то, то радости бы стало намного больше и многое в жизни бы изменилось. И это касается не только чужих, но и близких людей. Эти самые окружающие должны сами догадаться, от чего человеку плохо и чем он недоволен. "Разве он сам не видит, как я несчастна?" — говорят некоторые жены про своих мужей. " Когда на меня в доме постоянно орет жена, домой-то и идти не хочется!" — рассказывают некоторые мужья о своей семейной жизни. "Он даже не может посуду помыть или пропылесосить, хотя видит, как я устаю на работе!" — говорят некоторые мамы про своих детей-подростков. "Я ненавижу, когда он меня с одноклассниками сравнивает!" — жалуются некоторые ребята про своих отцов. Миллионы невысказанных претензий имеются у людей друг к другу, и эти претензии потом выливаются во взаимные обвинения и ссоры. К коллегам, к начальству, к соседям, к пассажирам в транспорте. Мы часто находимся в состоянии раздражения, обиды, гнева, разочарования, отчаяния, думая, что весь мир ополчился против нас. Хотя, на самом деле в том, что с нами происходит, в том, как люди с нами поступают, есть как минимум 50% нашей ответственности. Например, если не оставлять отзывы про плохое обслуживание, то как у магазина, ресторана или какой-либо госструктуры появиться возможность исправить нарушения? Если не констатировать факт грубости и некомпетентности, то как продавец или водитель, администратор или учитель узнают, в чем они были не правы? Не стоит думать, что те, кто плохо с вами обошелся, сделал это специально, иногда, они просто не осознают последствия своих поступков. И если у них не будет обратной связи, то и не осознают.

Я не стану рассуждать о причинах сильно развитой мазохистской части у русского человека. Про «жертв» написано много статей и если будет интересно, то вы легко сможете их найти. Могу точно сказать, что нас к этому приучили. Наша страна и общество нам достались такими от предыдущего поколения. Но в наших с вами руках попытаться изменить то, что есть. И для этого придется расстаться с иллюзиями на счет того, что другие могут сделать вас счастливыми.  Иногда действительно удобнее думать, что вам просто не повезло с детьми, родителями, супругами, государством и поэтому радости в жизни вам не видать. Работа может быть только для зарабатывания денег и удовольствие от нее не получишь, все вокруг думают только о собственной выгоде, а вот если б вы сейчас жили в другой стране или власть бы сменилась, то все бы резко изменилось. Это не так.

Имеется несколько зон ответственности в любой ситуации. Ваша задача, понять какая часть ответственности принадлежит вам, а какая нет. Про эти зоны часто пишут и рассказывают те, кто занимается развитием лидерства, бизнеса. Так вот, есть зона, на которую вы никак повлиять не можете. Например, вы не можете повлиять на задержку самолета, порядок подачи документов в МФЦ, отсутствие мотивации у учителя повышать свой профессиональный уровень. Это не ваша зона ответственности и вы не можете ее разделить, взять часть на себя.  Это может сильно злить, расстраивать, обижать, вызывать чувство несправедливости, но с этим придется смириться.

Есть ситуации, где ваши действия могут принести плоды, но не гарантируют нужный вам результат. Например, вы можете обратиться к менеджеру магазина, чтоб открыли еще одну кассу и тем самым уменьшить очередь. Вы можете попросить сотрудника банка разговаривать с вами более вежливо, объяснить, что качество обслуживания вас не устраивает.  Если на сбор нужных документов  у вас уходит много сил и энергии, то можно попросить близких помочь вам. Писать негативные отзывы про компанию, которая задерживает рейс самолета, жаловаться директору на некомпетентность учителя и т.д. Т.е. во втором варианте вы пытаетесь воздействовать на окружающих тем или иным способом. С одной стороны вы берете часть ответственности на себя за ситуацию, с другой – пытаетесь взывать к ответственности других людей или просто просите вам помочь. Именно во втором варианте мы жалуемся, оставляем отзывы, разбираемся в проблеме, ищем решение, просим помощи.

 Ну и третий вариант — это те ситуации, на которые повлиять можете только вы. Это зона только вашей ответственности за вашу же жизнь, счастье, здоровье, успех. Например, отказываетесь от услуг специалиста, потому что за эту цену желаете лучший результат, идете к врачу, потому что чувствуете недомогание, покупаете новую кровать, потому что от старой болит спина, меняете работу, потому что зарплата вас не устраивает и, в конце концов, нанимаете специальных людей, которые за определенную плату готовы стоять за вас в очередях и по доверенности соберут нужный пакет документов.

Понимая свою зону ответственности и зоны ответственности других людей, будет легче выбраться из любой затруднительной ситуации. Конечно, границы этих зон не всегда видятся четко, нередко может потребоваться подсказка со стороны, чтобы понять, на что вы можете повлиять, а на что нет. И для этого в каждой организации есть свой устав, свои правила, обязанности работников, книги жалоб и предложений, горячи линии для клиентов и т.д. Ваша задача не изменить весь мир, а изменить отношение к вам, не позволять с собой плохо обращаться, способствовать исправлению ошибок сделанных  в вашу сторону. Тогда и мир потихонечку начнет меняться.

 А теперь прислушайтесь к себе.

Если после прочтения статьи вам кажется, что изложенные мысли полная ерунда и все это только слова, а на деле ничего не получится, то у вас можно констатировать высокий уровень жертвенности. Страдать вам еще и страдать. Попробуйте перечитать статью через год.

Если вам кажется, что в статье имеется здоровое зерно, и что-то из написанного вы возьмете на вооружение, то можно смело сказать, что вы уже готовы участвовать в осчастливливании себя самого и это здорово.

Если же вы со многим в статье согласны и вам еще есть что добавить, то скорей всего вы человек, находящийся в процессе психотерапии. А это значит, что вы уже вовсю пытаетесь избавиться от механизма жертвы и меняете жизнь к лучшему. И это особенно приятно.

 

Источник

Оставить комментарий