Откуда берется школьная тревожность? Причина пятая – повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Откуда берется школьная тревожность? Причина пятая – повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов

Откуда берется школьная тревожность? Причина пятая – повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов

Ситуация проверки знаний – типичный стимул для возникновения достаточно сильной тревоги. Это во многом естественно. Даже взрослые люди довольно болезненно реагируют на ситуации проверки именно их интеллектуальных возможностей (при тестировании интеллекта, например), особенно если результаты этой проверки тем или иным образом скажутся на их социальном положении.

Ситуация проверки знаний для ребенка – это ситуация, в которой под угрозой оказываются престиж, потребность в уважении и авторитете в глазах сверстников и взрослых, желание получить хорошую отметку, которая оправдала бы те усилия, которые были потрачены на подготовку.

Для некоторых детей тревожащим может быть любой ответ на уроке, даже самый обычный, «с места». Обычно этим отличаются застенчивые школьники, которые не очень хорошо умеют общаться, стремятся любой ценой заслужить одобрение окружающих, «получить пятерку», «быть хорошим», «доказать всем» и т.д.. Такого рода переживания ребенка – указатель на конфликтность его самооценки и, увы, уже вполне сформировавшуюся школьную тревожность.

Но большинство детей все-таки будет испытывать тревогу при более «серьезных испытаниях на прочность»: на контрольных и экзаменах. По мнению психологов, основная причина тревоги здесь в том, что ребенок не может предсказать результаты того, что он делает, чувствует неопределенность в этом смысле. А как мы с вами знаем, неопределенность – это, в принципе, основной запускающий тревогу механизм.

Больше всего в ситуации проверки знаний будут страдать дети, у которых тревожность превратилась уже в устойчивую черту характера, стала особенностью их личности. И им, кстати, легче сдавать материал не в устной, а в письменной форме. Дело здесь в том, что при письменной форме контроля ребенок не должен напрямую взаимодействовать с учителем и демонстрировать свои возможности публично. То есть из ситуации проверки знаний исключаются два компонента, которые могут сами по себе стать источниками стресса.

Отдельных слов заслуживает, конечно, тревога, которая связана с главным кошмаром учеников и родителей современности – сдачей ЕГЭ.  При сдаче единого экзамена ученики попадают в абсолютно новую для себя ситуацию, лишившись поддержки не только знакомых взрослых, но даже и стен родной школы. На повышение тревоги оказывает влияние и крайне высокая значимость результатов: ведь ЕГЭ – это не только выпускной, но и вступительный экзамен, от него зависит, сможет ли человек дальше продолжить свое обучение и, если да, то в каком ВУЗе. Естественно, эта значимость еще и искусственно «накручивается» окружающими ребенка взрослыми, которые (иногда на протяжении нескольких лет) внушают, что именно от сдачи ЕГЭ будет зависеть вся его последующая жизнь.

Источник

Оставить комментарий