Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека

Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека

   Ощущения, которые испытывает ребенок во внутриутробном периоде развития, отражаются на всей его дальнейшей жизни в виде особых форм поведения или реагирования на те или иные ситуации, хотя сам человек может не понимать и не осознавать, отчего он чувствует или ведет себя именно так, а не иначе. Перинатальный период развития ребенка — это очень сложная, загадочная и интересная тема для исследований в психологии.

   В своей практике несколько раз я столкнулась с этим, можно сказать, неожиданно. Первоначальный запрос клиентов был иным, и, конечно же, не касался исследования их перинатального периода. Но в процессе работы их бессознательное четко и практически сразу привело нас к причине, которая брала начало во внутриутробном периоде развития. 

Опишу пример из практики.

   На консультации клиентка описала проблему,  которая волновала ее на протяжении всей жизни (возраст клиентки — около 40 лет). Проблема заключалась в следующем: когда клиентка находилась в обществе людей, она ощущала сильный страх и панику, терялась, нервничала и не знала,  как себя вести. И при этом она "знала", что ей нужно во что бы то ни стало понравиться людям, получить их расположение и одобрение.  Поэтому, в присутствии людей, она всегда находилась в режиме "боевой готовности", ее поведение становилось напряженным и "искусственным": она начинала неестественно смеяться, старалась понравиться всем и каждому, и подстроиться под этих людей (вне зависимости от того, нравятся они ей или нет). И по ее ощущениям — это было жизненно необходимо сделать. Такое поведение существенно ухудшало качество жизни клиентки и она хотела разобраться с этим.

 

   В процессе работы образы бессознательного клиентки привели нас к родителям, при виде которых, как призналась клиентка, она каждый раз испытывала похожие ощущения: страх и желание понравиться.

  Да, можно было бы подумать, что данное поведение клиентки обусловлено отношением к ней в детстве родителей. Это так и было, т к мама ее обесценивала, отдавая все внимание и любовь младшей сестре клиентки,  а отец выпивал, а также уезжал надолго в рейсы и она его мало видела.  К тому же, даже когда отец находился дома, все его общение с дочерью ограничивалось критикой и строгим обращением с ней. 

   Но образы "повели" нас дальше, и мы последовали за ними. Клиентка увидела образ себя — маленькой девочки,  которую навязчиво засасывало в какую-то космическую черную дыру, она проходила через "тоннель" (родовые пути) и попадала в "космос". После этого она превращалась в образ креветки, или маленького дракончика с большой головой  (оба эти образа в эмоционально-образной терапии имеют однозначное толкование — это образ зародыша человека ). 

  После того, как стало понятно, что подсознание "вынесло" в виде образа травму перинатального периода, мы начали работать с образом маленького дракончика, очень похожего на зародыш даже внешне (по описанию клиентки это был китайский бутафорский дракончик,  у которого была большая голова и маленькое тельце с хвостиком ). Но дракончик оказался почти неживой,  он был серый и как будто бы даже не дышал. Я предложила клиентке позволить дракончику выразить весь свой гнев на родителей (а также мы произвели другие нужные манипуляции с образом), после чего он ожил и смог почувствовать любовь к родителям.

 

  После завершения работы я уточнила у клиентки, что происходило в жизни ее родителей,  когда мама была ею беременна. Клиентка рассказала, что это была случайная беременность отец не хотел ребенка, да и мама тоже думала об аборте. Но, так как дело происходило в советское время, делать аборт, а также рожать без замужества было не принято. Поэтому несмотря на то, что между родителями не было особой любви и происходили постоянные ссоры, им пришлось оставить ребенка и пожениться.

   И ребенок, будучи в животе, слыша и чувствуя ссоры родителей, испытывал страх оттого, что его жизнь может в любой момент оборваться (т.к. родители не хотели, чтоб он остался жить). А также он чувствовал общий негативный эмоциональный фон и ему было страшно выходить на свет и жить в таком агрессивно настроенном мире. Поэтому у ребенка уже тогда накопилось много гнева на родителей и страха перед ними и миром, а гнев для него был единственной доступной защитной реакцией для выражения протеста против действий родителей. 

  Именно эти негативные чувства "закрепились" в психике ребенка и уже после, во взрослом состоянии, выразились в таких реакциях как страх перед родителями и желание им понравиться (чтоб сохранить свою жизнь). А также данные реакции перенеслись на окружающий мир и людей в целом, т.к. ребенок еще в животе ощущал агрессивность мира (из-за ссор родителей) и у него сформировался такой стиль поведения — ожидание агрессии от окружающих и ощущение своей беспомощности. А также желание понравиться как защита для того, чтоб его "оставили в живых".

   После того, как ребенок  выразил все свои негативные эмоции (гнев, страх, панику) и мы их проработали, он смог успокоиться и почувствовать себя в безопасности. Однако, прежде чем такое состояние у клиентки наступило, была проведена еще довольно длительная работа (некоторые подробности опущены).

 

 

 

Источник

Оставить комментарий