«Пирог» счастья — отрезаем кусок побольше
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » «Пирог» счастья — отрезаем кусок побольше

«Пирог» счастья — отрезаем кусок побольше

“Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!”
Редрик Шухарт, Пикник на обочине.

Счастье… Каждый из нас хотел бы обрести его, вот только не многие знают, как это сделать. К сожалению, в современном мире счастье стало предметом спекуляций, а первичный смысл этого состояния уже давно запятнан всяческими “гуру” и манипуляторами, которые не упускают возможности нажиться на доверчивых людях. Впрочем, некая вселенская справедливость в этом есть, ведь “обмануть можно лишь того, кто хочет быть обманут”. Ну да ладно, сейчас не об этом.

Классически, проблема счастья была уделом философов и религиозных деятелей, а ее эмпирические исследования начались лишь со становлением позитивной психологии в 70-е годы ХХ века. Согласно Д.А.Леонтьеву, именно в этот период мы узнали о счастье больше, чем за все 2000 лет после Аристотеля. Научный подход стал антидотом от поверхностного счастьеведения (happyology), предложил изучение конкретных составляющих данного феномена. Это разительно отличается от огульного оптимизма показушного верования в позитивное мышление как панацею от всех проблем.

Что же, предлагаю и нам не поддаваться слепой вере, а поговорить о явлениях, подтвержденных реальными исследованиями.   

Картинка сверху отображает современный взгляд позитивной психологии на факторы, которые обуславливают переживание человеком счастья (подробнее см.книгу Сони Любомирски «Психология счастья. Новый подход). Для многих парадоксальным является то, что наименьшим куском “пирога счастья” оказался параметр внешних обстоятельств, т.е. наличие разного рода материальных благ (квартир, машин, счетов в банке, дорогих развлечений). Действительно, в обществе потребления именно материальные блага выступают главным критерием благополучности и успешности, а на данной схеме они занимают лишь 10%.
“Не лукавят ли господа-психологи?” — спросите вы.
А я попрошу вас ответить на один вопрос – “cui prodest?” (“кому это выгодно?”, латынь). Иными словами, создание у человека образа счастья как чего-то внешнего, покупаемого за деньги, сулит золотые горы лишь производителям развлечений и тряпья. Именно поэтому транснациональные корпорации вкладывают огромные средства в рекламу, смещая фокус человека от поиска смыслов к сиюминутным удовольствиям. Как правило, кризис среднего возраста возвращает все на свои места, и человек-гедонист, который еще в молодости удовлетворялся погоней за наслаждением, уже к 40-45 годам понимает, что жизнь на самом деле бессмысленна, а от былого кайфа не осталось и следа.

Интернальный характер счастья, противоположный современному пониманию, прекрасно выразил тибетский лама Мингьюр Ринпоче: “Для меня счастье – это состояние ума. Радостное, уверенное, открытое. Умиротворенное, свободное, существующее в нас вне зависимости от обстоятельств. Если наше счастье зависит от внешнего, то тогда оно, как фондовый рынок, будет постоянно колебаться, а мы – периодически оказываться в глубоком кризисе. По-моему, секрет счастья в том, что оно уже присутствует в нас, прямо сейчас.”

Второй, гораздо больший “кусок” пирога счастья (40%), охватывает область намеренной деятельности личности. В эту категорию входят наши мысли, а также  действия по преобразованию себя и окружающей среды. Владимир Немирович-Данченко однажды сказал: “Исключительное счастье человека — быть при своем постоянном любимом деле”. Однако, субстратом для любого дела является мышление, и если в голове мы заранее формируем образ неудачи, мы обеспечиваем ее и в реальной жизни. Этот принцип самоисполняющегося пророчества, проще говоря “изнутри-наружу” постулирует, что успех или неуспех в жизни человека первоначально возникает в форме сознательных образов. Внутренний голос может подбадривать нас, или наоборот, предвещать неудачу. Если мир видится вам враждебным, а окружающие люди вызывают только тошноту, да и вы сами погрязли в надоевшей рутине, ни о каком счастье говорить не приходится. В таком случае формируется порочный круг неадаптивных мыслей и действий, которые постоянно подкрепляют друг друга. Задайте себе вопрос: “являются мои мысли и действия тем, что приближает меня к гармонии с миром и другими людьми, делает меня более наполненным и живым?”. Если нет, попробуйте начать с малого – перестаньте посылать негативные послания и помните, что “зло возвращается на того, кто его сделал, так же как пыль, брошенная против ветра”( Ж. Лабрюйер).

Согласно Любомирски, наибольшее влияние на счастье человека (50%) оказывает генетика, а именно устойчивые характеристики личности, сформированные ранним воспитанием. При этом, данные качества трактуются как неизменные, установленные без участия личности. Позволю себе несколько скорректировать это положение. Без сомнения, характер человека, его жизненный сценарий, карты и программы реальности действительно являются наиболее значимой детерминантой благополучия или неблагополучия. Однако, ключевую роль в рождении личности играют ее собственные решения о том, какие способы поведения и мышления является наиболее адаптивными в текущей реальности.

Чаще всего, ребенок с его “магическим” восприятием не способен охватить всю полноту опыта, поэтому, принятые им решения в большинстве случаев являются неадаптивными. Так смерть брата вызывает у ребенка уверенность, что это его ревность убила братишку, а не какая-то там непонятная пневмония. Приведу еще один пример: одного ребенка учили плавать, и он чуть не утонул. В результате он внутренне принял позицию проигравшего: “мне страшно, я настолько плох, что никогда не научусь плавать, я даже не буду пытаться”. Другого ребенка, которого также учили плавать, постигла схожая участь – в последний момент его задыхающегося вытащили из воды. В отличие от первого, он занял позицию победителя: “мне страшно, но я не сдамся и рано или поздно научусь плавать”. Мы видим, что в одинаковом контексте разные личности могут приходить к разным выводам, поступать противоположным образом. Это еще раз доказывает, что Человек – кузнец своего счастья, художник своей жизни, и в своих неудачах он должен обвинять только себя.

 

 

Источник

Оставить комментарий