Подросток: как выжить рядом?!)
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Подросток: как выжить рядом?!)

Подросток: как выжить рядом?!)

Как не воспитывай — все  равно будет неправильно.

Константин Королев

Идея данной статьи связана с участием в проекте «Психологи онлайн» и является моим видением, как мамы и как психолога, картинки со-бытия с созданием, которое проживает «все радости» подросткового бунта. Для беседы – приглашаю всех участников процесса: родителей, родню и самого «виновника торжества».

Для затравочки и введения Вас, мой читатель и/или читательница в состояние особой восприимчивости предлагаю "освободить разум" и словить свои внутренние ассоциации к слову «подросток», «подростковый возраст»… Если есть время и возможность – запишите все и/или нарисуйте те образы и ощущения, которые будут к вам приходить.

А сейчас, вспомните себя подростком. Если нужно, закройте глаза и опишите себя там и тогда: сколько вам лет, как вы себя чувствуете, что вызывает у вас грусть, радость, чего вы боитесь, что вас злит, с кем вы дружите, влюблены ли вы, какие у вас отношения в семье, какие с кем… Опишите и, если есть желание — нарисуйте. Какие чувства, мысли, образы у вас сейчас?.. Если чувствуете потребность, подумайте, что бы вам хотелось сказать, сделать для себя того (той)? Дорисуйте, опишите все что хочется….

Похоже, вы – готовы! Наша цель: откровенно поговорить о самых сложных местах взаимодействия с "опасными для жизни" подростками, создать обоюдные «спасательные круги» (для самого подростка и родителей) и рабочие техники безопасности выживания для всех. А, и еще одна особенность нашего общения на сейчас – мы будем разговаривать через метафору трилогии «Властелин колец». Если вы не смотрели – пауза, смотрим и возвращаемся к прочтению (В конце статьи я разместила соответствующие ссылки)!

Все фильм посмотрели, теперь в Путь. Итак, основной вопрос большинства взрослых о подростке: «Как? Как из такого милого, умного чудесного мальчика/девочки, получилось такое страшное, злое, часто жестокое создание?»

На этот вопрос и будем отвечать! Для этого мы с вами станем неким Братством (я и вы), задача которого помочь Хранителю (Подростку, в нашем случае герою фильма – Фродо Беггенсу) отнести Кольцо всевластия (бремя подросткового времени) и… остаться в живых!

Если наша задача (как осознанных взрослых) сплотиться, выжить самим и понять этого самого подростка,  давайте сперва сформируем образ спасаемого.

"Это мое бремя…", или зарисовки внутренней феноменологии подростка-обыкновенного:

  • Подростковый возраст имеет свое начало, условно это 9-10-11 лет (ранний подростковый возраст) и завершение в 15-16 (..). Нужно сказать, что у кого-то он не завершается никогда))) . Если подросток в свое время не получил пространства для проживания так называемого подросткового бунта (нет, никогда, никто, никак!!!) он будет проживаться позднее… Я – все могу, я – властелин мира!

  • Характерной чертой большинства подростков является феномен, который можно назвать «Муки собственного уродства»…

  • О, этот «Внутренний гном», знакомый не понаслышке всем взрослым: есть, пить, желательно не мыться, быть угрюмым и поросятничать (хотя бы в своей комнате)…                                                                                                                                                                                                                                                                      
  • Важная ипостась: «Внутренний эльф»! Они часто по-своему и в своей теме умны, проницательны не по годам, легки на подъем про поиски всего нового и неизведанного, иногда бывают до чертиков холодны и пренебрежительны. 
  • «Внутренний Странник – непризнанный Принц/Принцесса – Будущий Король/Королева». Этот феномен может предавать как устойчивости и силы, так и разъедать душу сомнениями: «А какой(-я) я? Чего я стою? Кто мои родители? Стану ли я достойным продолжением? Где моё царство? Буду ли я царствовать? Смогу ли я построить свой мир?..»
  • «Теневая часть» — все то, что подросток о себе еще не знает, не понимает, не признает и часто преувеличивает.
  • "Внутренние войны" — как воплощение внутренних конфликтов, непонятностей, противоположностей…
  • «Внутренние сверстники» — как образы равных и подобных себе, очень важны и нужны…
  • Ну и мы с вами – внутренние «Родители» — иногда могут выглядеть то назидающими то устрашающими то…

Конечно же, во внутреннем мире каждого отдельного подростка еще много-много всего, но этот квест уже для каждых отдельных родителей!

Теперь можно поговорить о том: «Кто они, родители подростка?» Если сказать о состоянии одним словом: СЛОЖНО. Правда, часто очень не просто находиться рядом с «опасным для жизни существом» у которого перепады настроения случаются чаще, чем мы готовы… Тут многое зависит от нашей с вами устойчивости к агрессивным выпадам и раздражению. Если мы можем быть гибкими с подростком и, одновременно, несгибаемыми в своих границах и правилах, нам будет легче. Если можем сами быть последовательными, честными и адекватными в своей жизни, своих отношениях в паре, в своей личной и профессиональной реализации – шансы на выживание увеличиваются. Ведь подростки нутром чуют фальш и обман… Если мы живем полной жизнью, у нас много сил и ресурсов создать уютную среду обитания для взрослеющего «монстра». А, и остается шанс) таки не быть им съеденными.

Итак, мы с вами живы и духом и телом и готовы стать принимающими родителями, возникает вопрос: «Как ЕМУ/ЕЙ  помочь?»

Ответ и легок и нет:
— Молви ДРУГ и войди!

И, правда ведь, казалось бы — останься другом и будь рядом… Иногда это очень сложно. Так легко перегнуть палку — или закрыться во взрослой недоступности или нарушить естественную иерархию «взрослый ребенок», начав играть в панибратство. Хорошо бы оставаться собой!

Что в наших силах, некоторые важности:

1. Своя безопастная территория подростку важна как воздух (закрывающиеся на ключ двери своей комнаты, знак при входе "опасно для жизни", постеры певцов-страшилищ, да, к сожалению, иногда бардак, синяя челка и прочее-прочее-прочее)

2. Присутствие теплых контактеров-проводников (если у подростка есть хотя бы один, два осознанных и любящих его взрослых – он устойчивее исследует мир и смелее находит именно себя)


3. Время и пространство для друзей (да, важно принимать его друзей — это часть его мира; плюс по его выбору мы многое можем понять, например: что но ищет, чего ему не хватает, проживает ли он так трудности родителей …)

4. Хобби, любимое дело

5. Право на себя (опять же, важно чтобы подросток имел время прятаться наедине в своей пещере – так он учиться быть и принимать себя, проживать сложности и не терять свое Я)

6. Ваши идеи?

И в завершение, несколько инструкций и возможных правил)))

 

Как помочь себе? (как родителям):

  • Верить в себя;
  • Быть в контакте со своим «внутренним подростком»;
  • Быть в паре, оставаться собой;
  • Жить полной жизнью;
  • Быть в контакте со своим ребенком;
  • Познавать своего подростка (читать, учиться…) и быть готовыми к сепарационным процессам;
  • Доверять ему и он сможет доверять вам;
  • Быть опорой и поддержкой;
  • Желать счастливой жизни и не ожидать реализации ваших сценариев;
  • Любить его даже «в обличии монстра»!
  • Любить его!

 

Мини-инструкция к подростку для бабушек и дедушек:

  • Подросток – это ваш внук! Внуков балуют и любят);
  • Никогда не поздно восстановить контакт со своим внутренним подростком;
  • Умейте увидеть 10 отличий между своими детьми, своим опытом и –  именно этим подростком;
  • Не поддавайтесь на подростковую провокацию – не уменьшайтесь и не увеличивайтесь чрезмерно!
  • Интересуйтесь его миром – там много нового и интересного;
  • Открывайте эго мир!
  • Будьте опорой!
  • Любите его!

 

Инструкция по подростковой самопомощи:

  • Подростковое время – одно из самых непростых в нашей жизни;
  • Изменения идут «по всем фронтам»: иногда это штиль, но чаще всего цунами;
  • Состояние «плохо с самим собой» — естественно и нормально;
  • Пробуй отслеживать «взрывы» и проживать их максимально экологично;
  • Легче всего выливать их на меньших и тех, кого ты любишь;
  • Родители — живые люди, вспоминай об этом, когда сможешь;
  • Сверстники становятся важнее — ты растешь, поздравляю тебя!
  • Найди интересных друзей, которые будут видеть тебя и принимать тебя таким какой ты есть;
  • Оставайся собой во что бы то не стало!
  • Когда можешь — опирайся на родителей;
  • Найди «свою пещеру», где ты сможешь быть, когда захочешь;
  • Познавай мир: учись, читай, исследуй!!!
  • Будь смелым!
  • Уважай себя и жизнь вокруг.
  • Живи на полную!

 

Дорогие взрослые! От вас, от нас, во многом зависит то, как пройдет "этот не сносный» подростковый возраст. Желаю огромного интереса к своему «еще не взрослому – но уже не ребенку» и вдохновения творить свою жизнь, свой Путь!  

И пусть всем НАМ хватит сил пройти это Путешествие)))

 

Для тех, кто не смотрел фильм «Властелин колец»:

 

http://kinogo.club/636-vlastelin-kolec-bratstvo-kolca-2001.html 

 

С ув. и интересом к жизни —

Алена Головина — практикующий психолог, гештальт-терапевт

Источник

Оставить комментарий