Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ. Идея ресурсности
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ. Идея ресурсности

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ. Идея ресурсности

Важным акцентом в психотерапевтической работе является идея ресурсности  (у семей есть не только проблемы, но и силы). Постараюсь раскрыть эту идею на примерах.

Например,  получить от себя  (родителя) любовь и поддержку.  Для того, чтобы воспитывать  ребенка с ОВЗ родителю  нужно эмоциональное благополучие. Поэтому важно родителям искать, где можно взять силы и энергию на себя, свои интересы  и желания. То есть,  не заменять бытовые хлопоты и заботу о ребенке, так необходимыми  хлопотами и заботой  о себе.  Акцентирую внимание на том, что важно не только заботиться о ребенке, но   удовлетворить свои основные потребности – в безопасности, покое, сне и т.д.

Особенно важно родителям выделить, например, полчаса в день, что бы побыть наедине с собой (в тишине без гаджетов). И в это время «заглянуть в себя», ответив на вопрос —  «что я чувствую»? Этот вопрос поможет пережить эмоции в настоящем (например, встревожена, обеспокоена), прислушаться к себе и подумать, как с этим быть. Когда мы можем проживать и осознавать чувства, эмоциональное напряжение уходит.

В дальнейшем можно составить (расписать) физические и эмоциональные признаки благополучия для того, что бы при малейших симптомах «плохого самочувствия» делать небольшой перерыв. Это будет ограничением для развития негативных эмоциональных реакций, деструктивных мыслей. Так же важно «разгрузить»  день, добавив в план дня положительные моменты: мини-перерывы, пятиминутки дыхания, анализ достижений дня и проч.  

Или — при воспитании ребенка с ОВЗ часто результат  всегда меньше, чем хотелось бы родителям. Поэтому важно научиться ставить конкретные  цели и с ними соизмерять результат.  То есть, бессмысленно ставить цель «исцелить ребенка», но всегда можно более конкретными и маленькими  действиями сделать   себя (и ребенка)  немного счастливее (например, пройдя курс реабилитации,  соблюдая рекомендации специалистов по организации жизненного пространства).

Или —  ценить и развивать свои уникальные способности. У каждого из нас есть «особые» качества  — работоспособность, коммуникативность, терпение, искренность, умение учиться… У каждого эта способность своя, но мы знаем, что она есть и в трудную минуту на нее полагаемся. Важно увеличивать количество этих  точек опоры, то есть, расширять свои возможности. Тогда мы становимся менее зависимыми от обстоятельств  и более свободными в выборе средств.

То есть родителю должен быть важен такой приоритет как  — быть  внимательными к себе. Каждый родитель, воспитывающий  ребенка с ОВЗ,   рано или поздно сталкиваются с эмоциональным истощением (накапливается усталость, возникает желание «все бросить»). Нужно научиться обращать внимание на эти чувства и искать пути их преодоления.  Важно  научиться принимать тот факт, что при воспитании ребенка родители могут испытывать  разные эмоциональные реакции. Но ключевой вопрос —  не в спектре  «разрешенных» эмоций, а в возможных  вариантах  решения вопроса, который вызывает эти эмоции (например,  чьей помощью воспользоваться, как выстроить границы, как сохранить время для себя). Если решения найдены, трудности и связанные с ними эмоции  станут поводом  для радости и уважения к себе. 

Источник

Оставить комментарий