«Вот и вышел человечек …»
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » «Вот и вышел человечек …»

«Вот и вышел человечек …»

Малыш начинает интересоваться красками и карандашами, едва сделав свои первые шаги. Впервые он хватает карандаш или ручку и пробует провести ими по бумаге, по обоям, по столу, даже по своему телу! Провел линию — остался заметный след! Почему дети так рано стремятся себя выразить? С точки зрения арт-терапии, потребность оставлять зримый след связана с развитием и взрослением, постепенным отрывом от родителей, желанием сообщить всем: «Я есть!» – и застолбить свое место под солнцем, завоевать, пометить свое пространство.

Удивительно, но если сравнить рисунки трехлетних жителей разных уголков планеты, то обнаружится, что рисунки эти практически одинаковы и самым первым понятным для взрослых изображением будет Человек. Первое осознанное изображение совпадает с этапом развития, когда ребенок начинает ощущать себя как личность, появляется его Я. Правда, это будет пока так называемый «головоног» – голова и тело объединены единым кругом. Палочки, отходящие от круга – это конечности, также могут присутствовать глаза – еще два маленьких круга внутри, намеки на нос и/или рот черточками. По мере взросления изображение человека усложняется, изменяется, обогащается цветом, в нем появляются новые детали и подробности. Постепенно меняется стиль изображения: каракули сменяются схематичным, а потом и вполне узнаваемым рисунком.

Именно по изображению человека специалисты могут определить, насколько ребенок развит, соответствует своему возрасту, нет ли у него отклонений в психическом развитии. Даже в тест на школьную готовность входит задание по изображению человека.

 

Эволюция детских рисунков

Детские психологи выделяют два основных периода развития детских рисунков: доизобразительный (он продолжается примерно от 15 месяцев до 3 лет) и изобразительный (начиная с 3 лет). Оба этапа одинаково важны. И даже если взрослому кажется, что ребенок лишь бессмысленно пачкает бумагу, а заодно и все вокруг, рисование необходимо ребенку так же, как и другие развивающие занятия и игры.

 

Доизобразительный период

18 месяцев. Малыш может держать карандаш и оставляет «следы» на бумаге. Первый шаг включает знакомство с карандашом как предметом, который, двигаясь, оставляет «следы». Малыш рассматривает карандаш, находит заостренный конец, постукивает им и двигает по бумаге.

Совет: Для деятельности подойдет шариковая ручка или специальный первый карандаш, который можно держать всей кистью, с разноцветными мелками.

 

21 месяц. Ребенок черкает спонтанно, увлеченно. След от карандаша служит стимулом для продолжения рисования. Формируется комплексное умение руки, когда воедино связываются карандаш (как инструмент), бумага и результат черканья.

Совет: В этот период хорошо предоставлять ребенку большие пространства – обои, ватман, асфальт – чтобы он мог творить без ограничений.

 

От 2 до 2,5 лет. Ребенок «рисует» в пределах листа и уже замечает его границы. Сам процесс теперь взят под контроль зрения; кроха учится контролировать свои «вождения» карандашом по бумаге. Постепенно спонтанная деятельность превращается в регулируемую. На этой стадии малыш еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием, а подражает взрослому. Хаотичные каракули заканчиваются, и появляются отдельные линии, горизонтальные, вертикальные. Ребенок может воспроизвести рукой то, что ему показывает взрослый. Формирование руки и овладение техникой идет полным ходом.

Совет: Обращайте внимание малыша на границы листа. А чтобы малыш усвоил, что такое границы, можно периодически просить его, например, ставить свою чашечку в центр стола. Учите ребенка находить верх и низ листа бумаги.

!!! Важный этап – каракули, овладение движением руки. До 3 лет ребенок осваивает около 16 видов каракуль!

 

От 2,5 до 3 лет. Малыш дает названия получившимся каракулям, но понять это без комментария юного автора невозможно. «Это – мама» или «Это Таня идет», хотя ни мамы, ни самой девочки Тани на рисунках обнаружить невозможно. Но если раньше ребенок получал удовольствие от движений (руки с карандашом) как таковых, то теперь он начинает связывать эти движения с восприятием внешнего мира. Такое видение особенно присуще детям с подвижной психикой и развитым воображением. Эмоциональные дети требуют особого внимания и бережного отношения взрослых, они часто становятся клиентами психологов. Многие родители сталкиваются с феноменом, когда ребенок ведет непрерывную линию, пока не кончается поверхность. На самом деле малыш таким образом пытается вернуться к исходной точке, но пока не может этого осуществить. Постепенно кроха учиться замыкать круг – стремиться к целостности изображения.

 

Совет: *Можно начать работать гуашью.

 

Изобразительный период

 

От 3 до 4 лет. Ребенок с помощью приобретенных умений проводит прямые и кривые замкнутые линии, наполняет их конкретным смыслом (мячик, воздушный шарик). Он уже способен понять, что, используя эти прямые и кривые лини, можно изображать предметы окружающего мира. Первый осознанный предметный рисунок – человечек-«головоног», он же и первый «автопортрет». Обычно пол человека на рисунке идентичен полу автора. Первые нарисованные образы еще неустойчивы в сознании малыша, поэтому нарисованный портрет мамы может легко и быстро превратиться в портрет бабушки.

Совет: Если ребенок в этом возрасте до сих пор не видит границ листа, это указывает на высокую импульсивность, отсутствие контроля. Предложите малышу простые раскраски с изображением только одного крупного предмета. Сначала пусть обведет пальчиком границы изображения, а затем разукрасит. Если при рисовании не хватило места на листе, можно скотчем подклеить еще один лист бумаги и закончить рисунок.

 

От 4 до 6 лет. На рисунке появляются линия земли (трава) и небо, детали окружающего мира. «Головоног» постепенно обретает туловище и руки. Форма туловища может быть квадратной, овальной, в виде утолщенной полоски, треугольника и т. п. Если есть шея, то, скорее всего, она будет непропорционально длинной. Постепенно оформляется и лицо: глаза, рот, затем нос. Уши и брови появляются в детском рисунке чуть позже. Но, например, невидимые в обычных условиях части лица, например зубы, выступают довольно часто. Портреты любимых людей кроха украшает, наделяет их яркими деталями, подчеркивает их привлекательность. Например, у мамы будут яркие бусы, пышная прическа и бант, а у папы – шляпа и галстук. Одежда поначалу будет отмечена только рядом пуговиц. Обычно все люди на рисунке смотрят на зрителя. Лишь постепенно появляется профильное изображение, причем довольно долго может иметь место промежуточная стадия – например, голова изображена в профиль, а тело в анфас. Полные профили ребенок осваивает только к 6 годам. В изображении может встречаться непропорциональность размеров человека и дома, прозрачность карманов (можно увидеть лежащий в кармане кошелек, а в нем монетки), многослойность одежды. На одном листе уживается разная погода – сначала светило солнышко, а потом набежали тучи, и пошел ливень – целая история! А наличие на рисунках половых органов, пупка считается нормой поло-ролевой идентификации и встречается чаще в рисунках мальчиков. Также пока вполне нормально, ели рисунок слегка наклонен относительно вертикали.

Совет: полезно вводить в использование акварельные краски – раньше ими рисовать тяжело. Акварель растекается и ее сложно удержать на бумаге, с 4-5 лет ребенок уже контролирует этот процесс. С помощью акварели можно играть в  монотипии – зеркальные картинки.

*Для этого лист бумаги сложите как открытку, затем разверните и на одной из внутренних сторон до линии сгиба нанесите акварелью, например, рисунок крыла бабочки или лес и линию воды, затем сложите бумагу. Отпечаток дополнит изображение: яркая бабочка или волшебное отражение – готово! Можно наносить краски и в произвольном порядке, а потом искать в получившейся монотипии какой-либо образ – это развивает фантазию и воображение малыша.

С 6–7 лет. Стадия правдоподобных изображений. В рисунке человека ребенок использует схематическое изображение с элементами пластического. Некоторые детали могут присоединяться друг к другу плавно, а другие как бы приклеены. Интересно, что взрослые, у которых нет художественных способностей или специального образования, находятся примерно на том же уровне в своих изображениях, что и ребенок на этом этапе. Потому что рисунок к этому возрасту практически заканчивает свою эволюцию, а вот диагностика психологического состояния ребенка через изображение человека становится более достоверной, развернутой и точной. Теперь уже не должно быть отклонений изображения тела человека от вертикали. К подростковому возрасту изображение становится все более пластичным и приближенным к реальности.

Совет: Давайте только положительную оценку работам ребенка.  Несмотря на взросление, для многих детей рисование остается неотъемлемой частью жизни и самовыражения —  пусть карандаши, фломастеры и альбом всегда будут на столе у подрастающего ребенка.

О чем расскажет Человечек?

Рисунок с изображением человека используется детскими психологами как инструмент не только для выяснения, в норме ли психическое развитие малыша; рисунок может сообщить гораздо больше информации о самом ребенке, его личности, характере, психологических и эмоциональных особенностях начиная с 5–6 лет. Впервые методику предложила психолог Флоренс Гуденаф (1886–1959), а затем ее дополнила Карен Маховер (1902–1996).

Проведение тестирования:

         Лист бумаги кладут перед ребенком вертикально. Рисовать лучше цветными карандашами.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать получше».

         Когда рисунок будет готов, полезно обсудить его вместе с ребенком, выяснить, что за человек нарисован, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает. Все, что рассказывает ребенок о своем нарисованном персонаже, можно в полной мере отнести к личности самого ребенка, его желаниям и ожиданиям, мечтам и перспективе. С детьми старше 6 лет можно попробовать задать рассказу о человеке форму сказки.

         Безусловно, родитель не может самостоятельно заниматься диагностикой, но по определенным признакам можно больше узнать о своем ребенке. Итак, о чем нам поведает рисунок?

  • Голова – символ интеллекта. Большая голова говорит о высоких умственных способностях, а вот уменьшенная голова – о недостаточно развитом интеллекте для данного возраста. Изображение головного убора может сообщать о том, что ребенок нуждается в защите.
  • Лицо это сфера эмоций. Расплывчатые черты лица свидетельствуют о замкнутости, закрытости по отношению к людям. Нарисованные уши – о том, что слух является важным каналом восприятия информации. Зачерченные зрачки, увеличенные в размерах глаза – признак наличия страхов и тревожности. Открытый рот с прорисованными зубами – признак агрессивности.
  • Руки – сфера особенностей общения и умелости. Раскинутые в сторону руки говорят о высокой открытости малыша, о желании действовать, настроенности на внешний мир и активной позиции в общении. Руки, прижатые к телу или спрятанные за спину, в карман – напротив, сообщают о замкнутости и неуверенности в себе. Преувеличенные, тщательно прорисованные кисти рук говорят о недостатке общения. Поднятые вверх руки или кулаки – признак агрессивности, нередко – ответ на неудачно складывающиеся отношения со сверстниками. Большие, длинные руки – свидетельство хорошего физического развития и ловкости, а вот маленькие руки нарисует слабый малыш.
  • Туловище – отношение к собственной значимости, собственному телу и половому развитию. Квадратное или угловатое туловище – признак мужественности, так рисуют в основном мальчики. Если туловище маленькое, относительно всей фигуры – ребенок, возможно, чувствует себя униженным.
  • Ноги – опора, устойчивость в реальной жизни. Чем длиннее ноги, тем больше у ребенка стремление к независимости. Широко расставленные ноги – признак уверенности в себе. Шаткость, ненадежность конструкции ног – недостаток опоры в семье, беспомощность.

 

Цветовое решение рисунка определяет эмоциональное самочувствие.

  • Эмоциональное благополучие – ребенок использует яркие цвета в основном теплой гаммы от красного до желто-зеленого, без преобладания какого-либо цвета.
  • Преобладание холодных тонов – говорит о сниженном, депрессивном настроении. При более выраженном снижении настроения к холодным тонам (синему, фиолетовому) присоединяются черный и коричневый. Обедненная цветовая гамма (низкая яркость цветов, использование простого карандаша) – признак снижения общего уровня активности, а также она может говорить о тенденциях к депрессивному состоянию.
  • Повышенная напряженность цвета (например, от ярко-красного до темно-красного, его преобладания) сигнализирует о повышении уровня тревоги либо повышенной конфликтности, агрессивности. (Классический пример сочетания красного и черного цвета в рисунке – наличие агрессии и страхов, возможный протест против ситуации, в которой существует ребенок, невозможности ее изменить).

 

Вот несколько основных правил, которые стоит учитывать при чтении шедевров маленьких художников.

  • Рисунки детей до 5 лет слабо информативны, лучше обращать внимание на цветовое решение и общее впечатление от рисунка.
  • Желательна серия рисунков (5–6 рисунков, сделанных в течение месяца), в этом случае прогноз будет вернее и легче будет выделить наиболее устойчивые признаки, присутствующие во всех рисунках.
  • Опирайтесь на рассказ ребенка о нарисованном человеке, а не только на формальные признаки в изображении.
  • Обратитесь к детскому психологу, если систематически видите тревожные признаки в рисунках малыша.

Источник

Оставить комментарий