Уровни драматических треугольников
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Уровни драматических треугольников

Уровни драматических треугольников

Я все еще не готова исчерпать тему драматического треугольника :), потому как она не только иллюстрирует игровое взаимодействие людей, но и сама эта модель является ярким простым примером любой игры.

Об играх много писал Эрик Берн. Он и Стивен Карпман говорили о том, что любая игра задействует три уровня: социальный, психологический (здесь речь идет о личной истории человека и ее влиянии на то, что происходит здесь и сейчас; об этом рассказывают внутренние треугольники https://www.b17.ru/article/85403/) и уровень сценария человека.

Социальный уровень игры заключается в тех видимых нам условий и реакций, которые происходят в данный момент. Все роли понятны, переключения явны, мотивы изложены, причины находятся на поверхности (не куплены вовремя продукты, отложен отпуск и т.д..

Психологический уровень отражает те эмоции, которые спрятаны глубоко внутри, то что может беспокоить, вызывать тревогу, разочарование, гнев.

Но сложно выразить эти подлинные чувства. Многим, наверно, известна теория накопления марок Берна. Он писал о том, что как собиратели марок, мы копим эти негативные рэкетные чувства внутри, собираем их (что означает — терпим) и в итоге происходит взрыв (который несет некое временное освобождение), когда "альбом переполнен". Есть такие ценные марки, которые можно использовать много раз в одних и тех же скандалах, например, измену супруга — можно вспоминать неоднократно, ощущая себя сначала в позиции Преследователя, а потом в роли Жертвы или наоборот. Конечно, это неосознанный процесс.

Так вот у каждой роли в треугольнике есть свой особенный тип марок. У Преследователя — это гнев, который он старательно копит и терпит, пока на это есть силы. У Спасателя — это разочарование от того, что никто никогда не оценит и не признает его старания. У Жертвы — это страдание. Жертва долго терпит гнет проблем, скрывая их от других, чтобы никого не "беспокоить", тем самым возвращаясь к убеждению, что всем на него плевать.

Подготовленно по материалам лекции на конференции Трансактного Анализа в июле 2017 и книги Стивена Карпмана "Жизнь, свободная от игр"

Источник

Оставить комментарий